Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПРОБЛЕМЫ ДЕМОКРАТИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ АФРИКИ
Проблема демократии вот уже много лет представляет собой
арену напряженной классовой борьбы,
и каждый поворотный момент истории (пробуждение Африки — лишь наиболее свежий
пример) ставит ее с
новой остротой. Лозунг демократии настолько общепринят, настолько стал
необходимым атрибутом любой политической платформы, что вряд ли найдется ныне
политический деятель, который счел бы возможным от него отказаться.
Демократия несет большой урон от своей популярности. Соперничать с ее лозунгами
по распространенности могут, пожалуй, только призывы к социальной
справедливости и всеобщему благоденствию. Но
как последние часто лишь маскируют охрану интересов привилегированных классов,
так и под лозунгами демократии осуществляются не только защита прав личности
борьба за социальное и политическое раскрепощение человека, но и отрицание и
упразднение основ демократизма. Марксистско-ленинская концепция классовой природы
государства служит надежным компасом для понимания проблемы демократии в
теоретическом плане и оценки демократизма политического режима в каждом
конкретном случае. Тот ракурс, в котором поставила проблему демократии
современная Африка, в особенности в связи с некапиталистическим путем
развития, лишний раз это подтверждает. В противоречивой ситуации, когда
осуществление прогрессивных социальных преобразований, встречающих поддержку и
энтузиазм масс, происходит в условиях ограничения некоторых гражданских
свобод, возможно разобраться только исходя из классических марксистских
представлений о буржуазной и социалистической демократии.
Однако нужно учитывать, что Африка сегодняшнего дня обнаруживает значительное распространение промежуточных общественных и политических форм, не буржуазных и не социалистических, а переходных, компромиссных, не вполне устоявшихся в качественном отношении. Некапиталистический путь развития представляет собой явление такого рода. Это путь отрыва от капитализма стран, отставших в своем экономическом развитии. Но это еще не социализм. Некапиталистический путь как своеобразный переходный этап исторического развития возникает там, где нет еще предпосылок для непосредственного строительства социализма, он призван создать эти предпосылки, причем такими методами, которые не должны привести к господству капитализма. При развитии по некапиталистическому пути буржуазия лишена монополии власти, но это не значит, что она полностью исключена из политической жизни.
Политическая надстройка в странах, идущих некапиталистическим путем, также является переходной. Это надстройка периода революционных преобразований, руководство в которой принадлежит радикальной мелкобуржуазной интеллигенции. Речь идет о революционной мелкобуржуазной демократии. Только учитывая безусловно прогрессивный в главных чертах характер национально-освободительного движения на современном этапе и вместе с тем сознавая исторически определенный масштаб этой прогрессивности, можно подойти к научному анализу проблемы демократии в современной Африке, дать диалектическую оценку противоречий, свойственных политической надстройке национальной демократии как с точки зрения классовой сущности, так и с точки зрения форм и методов осуществления власти.
Главное методологическое требование заключается в том, чтобы рассматривать вопрос о демократии не изолированно, руководствуясь абстрактными соображениями о «демократии вообще», а поставить его в рамки четких представлений об определенном историческом этапе, переживаемом континентом, о конкретной расстановке классовых сил, об определенной революционной политической стратегии. Это как раз то, чего не делают обычно буржуазные исследователи вопроса.