10. БИТВА НА РИСОВЫХ ПОЛЯХ

И повсюду в Кампонгтяме и других провинциях левобережья Меконга, где нам удалось тогда побывать, земельные угодья прорезали прямолинейно геометрически проложенные бездействующие сухие каналы. Миллионы подневольных людей под надзором полпотовских надзирателей трудились над возведением этих сооружений по проектам полуграмотных карателей. Картина жутковатая, под стать печально знаменитым китайским самодельным чугунолитейным печам периода «культурной революции». Многие из узников ирригационных строительных батальонов стали жертвами этого эксперимента — одни погибли от болезней и голода, а другие были убиты карателями.

Уже в ту первую послевоенную весну на поля группами и в одиночку вышли крестьяне. Истории, которые они рассказывали, были похожи на ту, что мы услышали от тридцатилетней Сен Сиа из деревни Плакдаунг: в ее родной деревне из семисот односельчан остались живыми всего около двухсот. Братья и сестра самой Сен Сиа были казнены.

Она высаживала не только рисовую рассаду, но и быстро созревающие батат, маниок, овощи. Вместе с Сей Сиа в поле вышли ее дети — две девчушки восьми-десяти лет. Война была уже позади, н.о почти каждый день взрывались на полях и проселочных дорогах оставленные полпотовцами мины, погибали люди. За неделю до нашего приезда в деревне Плакдаунг на заминированном уже диверсантами поле подорвалось более 50 крестьян.

Целью бандитов был срыв экономического возрождения, удушение республики голодом и разрухой. И все же даже в том, первом году было засеяно восемьсот тысяч гектароз земли и собраны сотни тысяч тонн риса. А в 1980 году удалось засеять гораздо большие площади и получить около 1,5 миллиона тонн этой основной продовольственной культуры. Были возрождены к жизни некоторые плантации каучуконосов, собраны сотни тонн ценного сырья. Это был подвиг народа, не вставшего на колени, добившегося, казалось, чуда, в праве на которое ему отказывали враги Кампучии. Но никакого чуда на самом деле не было. За победой на рисовых полях и каучуковых плантациях стоит труд хоть и голодных, обессилевших, но вырвавших свободу и право на жизнь людей.

Важную роль в возрождении жизни в кампучийской деревне сыграли группы трудовой взаимопомощи — их иногда называют еще и группами солидарности,— число которых к началу 1983 года превысило 100 тысяч. Как показала проведенная перепись населения, они объединили семьи, насчитывающие в общей сложности 3 миллиона 300 тысяч человек.

1[2]
Оглавление