Интернет-книга, читайте с удовольствием!
КЛАССОВЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДЕЛЫ ДЕМОКРАТИИ
Марксистская методология применительно к проблеме демократизма требует учета его исторических особенностей и границ на основе анализа .классового характера политической власти, на основе органической связи подлинного демократизма с прогрессивным, революционным развитием. Абсолютная демократия, та «всеобщая, чистая» демократия, певцами которой выступают социал-демократы, существует только в идеале, причем практика буржуазной демократии способна лишь дискредитировать этот идеал. Конкретные социально-исторические условия определяют не только классовое существо и формы демократии, но и ее пределы. Реальная постановка вопроса в большинстве случаев требует не односторонних деклараций («да» или «нет»), а тщательного учета специфических явлений, определяющих степень, формы и классовое существо демократизма.
Буржуазная и правосоциалистическая литература отождествила понятие демократии с буржуазной демократией, точнее, с политической организацией общества, характерной для так называемых западных демократий. Это отождествление абстрактного понятия с конкретными политическими институтами заходит настолько далеко, что появились даже противники широкого и традиционного для буржуазной мысли определения демократии как «власти народа, осуществляемой народом и для народа», принятого рядом буржуазных конституций. Так, Дж. Миллер говорит, что он «определяет демократию конкретно (т. е. как политическую систему буржуазной демократии. — О. М.), потому что определять ее посредством этимологии, как «правление, осуществляемое народом, означало бы просто начинать новую полемику, не разрешив ни одной проблемы».
Таким образом классическое демагогическое определение буржуазной демократии, применявшееся и применяемое поныне для вуалирования ее классовой природы, в дни, когда во всем мире идет борьба за обновление и революционизацию демократии, признается если не опасным, то во всяком случае несовершенным, ибо оно допускает выход из узкой сферы конституционных прав в область социальных проблем и противоречий.
Историческая форма демократии выдается за самую ее сущность. Между тем были, есть и будут иные исторические формы демократии, охватываемые широким или даже этимологическим толкованием этого понятия, но несовместимые с политической системой буржуазной демократии.
Отдавая должное известным успехам и завоеваниям буржуазной демократии, нелепо было бы выдавать ее за образец для всеобщего подражания.
Прежде всего, буржуазная демократия оказалась бессильной обеспечить социальную справедливость, продемонстрировав тем самым свою классовую ограниченность. Углубление классовых противоречий создает объективную почву для разложения буржуазной демократии, вызывает ее кризис и перерождение.
С точки зрения обеспечения свободы личности (а эта тема, как правило, является коньком защитников буржуазной демократии) тоже не все обстоит благополучно, даже если отвлечься от классовой стороны вопроса. Не разделяя мелкобуржуазных представлений о государстве, нельзя во многом не согласиться все же с мелкобуржуазной критикой буржуазной демократии, получившей по вполне понятным причинам весьма широкое распространение в развивающихся странах. Эта критика исходит из идеала непосредственной демократии, из того что вопросы, затрагивающие всех, должны решаться всеми, в то время как буржуазная многоступенчатая система представительства и делегирования полномочий делает индивида совершенно неспособным повлиять на ход государственных дел. Отсюда требование политической децентрализации как необходимого условия подлинной демократии, как гарантии свободы личности, попираемой буржуазным централизмом и парламентаризмом.
Разумеется, буржуазная демократия характеризуется не только классовой ограниченностью, она является в то же время формой развития сущности демократии. В ее политических институтах, бесспорно, есть элементы подлинно демократических завоеваний непреходящего значения. Однако требуются революционные сдвиги, принципиальные социальные перемены, чтобы эти элементы смогли раскрыть свои подлинные возможности.
Конечно, африканские идеологи не отрицают демократию вообще, не считают, подобно некоторым буржуазным и социал-демократическим критикам, что демократия в Африке невозможна. Речь идет о том, что традиционная, западная, т. е. буржуазная демократия, не отвечает африканским условиям, что, следовательно, нужно создать и претворить в жизнь новую теорию демократии, которая вытекала бы из африканских традиций, прочно стояла бы на почве реальных условий сегодняшней Африки и соответствовала бы задачам национальной реконструкции.