Интернет-книга, читайте с удовольствием!

КЛАССОВЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДЕЛЫ ДЕМОКРАТИИ

В Европе и Америке демократия возникает на сравнительно высоком уровне экономики и культуры, на высоком уровне развития индивидуализма. В этих усло­виях обеспечение прав личности, возможности критики становятся теоретическим стержнем проблемы демокра­тии для многих буржуазных идеологов и политиков, склонных рассматривать свободу личности в отрыве от перспектив социальной революции.

В Африке исходный пункт современной социальной эволюции совершенно иной. Это отсталость. Именно в ус­ловиях отсталости нужно обеспечить право нации на существование и развитие. Такова первостепенная задача, стоящая перед политической системой развивающихся стран. Демократия становится бессмысленной и утрачи­вает всякую привлекательность, если она оказывается неспособной обеспечить социальный прогресс и повыше­ние уровня жизни. Поэтому проблема личности и кон­ституционных гарантий в африканских концепциях демо­кратии не заняла столь видного места, как в европей­ских. По мнению африканцев, европейцев больше интересуют процедурные тонкости, чем развитие; и это в совокупности с дискриминационной практикой импе­риалистических государств в отношении развивающихся стран, сочетаемой с проповедью демократии, приводит к выводу, что европейцы заинтересованы в сохранении статус-кво в Африке.

Свободная игра сил рассматривается буржуазными идеологами как основа демократизма в политике и эко­номике. В Африке свободная игра считается опасной и вредной для прогресса и в политике и в экономике. «Опыт показывает, — пишет Онуоха, — что, когда себя­любивые люди взаимодействуют в условиях равной свободы, сильные порабощают слабых и возникает феода­лизм».

Наконец, говоря о политических институтах демокра­тии, нельзя забывать и об историческом наследии, ко­торое получили независимые страны Африки. Африка знала десятилетия деспотического колониального управ­ления, а затем (в ряде арабских стран) — сочетание внешних атрибутов парламентаризма, находившихся в руках эксплуататорского компрадорского меньшинства, с фактическим сохранением колониального господства. Что же касается древних национальных традиций, об­щинного коммунизма и общинной демократии, то хоро­шо известно, что при всяком значительном территори­альном объединении древние общинные институты, не лишенные внутреннего демократизма, благодаря своей замкнутости и безучастности к судьбам внешнего мира нередко служили надежной опорой восточных деспотий. Это показала история средневековой Азии. Африка так­же не представляет исключения. Как справедливо отме­чает Жак Арно, «ни одна африканская страна не имела республиканских традиций. Африка была завоевана на монархической стадии».

Таковы некоторые аспекты чрезвычайно сложного отношения демократии вообще и в частности демокра­тии буржуазной к национально-освободительному дви­жению.

1[2]
Оглавление