Интернет-книга, читайте с удовольствием!
КЛАССОВЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДЕЛЫ ДЕМОКРАТИИ
В Европе и Америке демократия возникает на сравнительно высоком уровне экономики и культуры, на высоком уровне развития индивидуализма. В этих условиях обеспечение прав личности, возможности критики становятся теоретическим стержнем проблемы демократии для многих буржуазных идеологов и политиков, склонных рассматривать свободу личности в отрыве от перспектив социальной революции.
В Африке исходный пункт современной социальной эволюции совершенно иной. Это отсталость. Именно в условиях отсталости нужно обеспечить право нации на существование и развитие. Такова первостепенная задача, стоящая перед политической системой развивающихся стран. Демократия становится бессмысленной и утрачивает всякую привлекательность, если она оказывается неспособной обеспечить социальный прогресс и повышение уровня жизни. Поэтому проблема личности и конституционных гарантий в африканских концепциях демократии не заняла столь видного места, как в европейских. По мнению африканцев, европейцев больше интересуют процедурные тонкости, чем развитие; и это в совокупности с дискриминационной практикой империалистических государств в отношении развивающихся стран, сочетаемой с проповедью демократии, приводит к выводу, что европейцы заинтересованы в сохранении статус-кво в Африке.
Свободная игра сил рассматривается буржуазными идеологами как основа демократизма в политике и экономике. В Африке свободная игра считается опасной и вредной для прогресса и в политике и в экономике. «Опыт показывает, — пишет Онуоха, — что, когда себялюбивые люди взаимодействуют в условиях равной свободы, сильные порабощают слабых и возникает феодализм».
Наконец, говоря о политических институтах демократии, нельзя забывать и об историческом наследии, которое получили независимые страны Африки. Африка знала десятилетия деспотического колониального управления, а затем (в ряде арабских стран) — сочетание внешних атрибутов парламентаризма, находившихся в руках эксплуататорского компрадорского меньшинства, с фактическим сохранением колониального господства. Что же касается древних национальных традиций, общинного коммунизма и общинной демократии, то хорошо известно, что при всяком значительном территориальном объединении древние общинные институты, не лишенные внутреннего демократизма, благодаря своей замкнутости и безучастности к судьбам внешнего мира нередко служили надежной опорой восточных деспотий. Это показала история средневековой Азии. Африка также не представляет исключения. Как справедливо отмечает Жак Арно, «ни одна африканская страна не имела республиканских традиций. Африка была завоевана на монархической стадии».
Таковы некоторые аспекты чрезвычайно сложного отношения демократии вообще и в частности демократии буржуазной к национально-освободительному движению.