И вот готовившийся к отплытию из Владивостока на Курильские острова теплоход «Любовь Орлова» получил срочный приказ — очистить трюмы и заполнить их новыми грузами, в которых сегодня остро нуждалась далекая тропическая Кампучия. На борт был взят отряд докеров из
Владивостока, Находки, Ванино и Корсакова. В конце октября теплоход «Любовь Орлова» со всем необходимым портовым оборудованием и с опытными докерами на борту прибыл в Кампонгсаом.
Наши люди немедленно взялись за дело. Работали на разгрузке стоявших в порту судов и на погрузке железнодорожных вагонов не только докеры, но и весь экипаж теплохода. Трудились изо всех сил, дружно и споро. На обработку двадцати тысяч тонн грузов вместо положенных по старым прикидкам сорока дней ушло всего две недели.
Забегая вперед, сообщим, что чуть позже другой советский теплоход-сухогруз — «Скульптор Голубкина» — доставил шестьсот десять автомашин — дар советского народа Кампучии, и отправка грузов из Кампонгсаома в глубь страны пошла еще быстрее. Семьдесят восемь героических трудовых суток в страшную жару работал дружный коллектив в порту далекой Кампучии.
Наши моряки и докеры, с которыми мы встретились на борту теплохода «Любовь Орлова», рассказали, что они по своей инициативе создали три интернациональные бригады, куда, кроме советских докеров и моряков, вошли около семисот кампучийцев и около сорока вьетнамцев. Наши специалисты поставили перед собой такую задачу: как можно быстрее обучить их своему мастерству.
Была организована школа подготовки технических специалистов, а для руководящих кадров — курсы, на которых изучались вопросы организации работ порта. За неполные три месяца были обучены сорок шесть водителей автопогрузчиков, сорок восемь трактористов, двадцать шесть такелажников, механиков и слесарей по ремонту. Многое было сделано для восстановления портовых механизмов и сооружений.
За скупыми словами, сказанными нам начальником экспедиции Михаилом Федоровичем Робкановым,— «все работают самоотверженно, и, пожалуй, никого выделять не надо», — чувствовался дружный спаянный коллектив. За время работы наших докеров в Кампонгсаоме порт принял почти тридцать океанских судов, почти половина которых была советскими. Первый красный мэр города, он же начальник порта и председатель провинциального ревкома, товарищ Нон Нён в беседе с нами кратко определил работу наших докеров и моряков как «интернационализм Страны Советов в действии».
А закончить рассказ о нашей экспедиции хочется тронувшей всех нас человеческой историей. Вообще у теплохода «Любовь Орлова» осень семьдесят девятого сложилась так, что расскажи все, как было,— и иной усомнится: такого вроде бы не могло быть. Но это было!..
Незадолго до неожиданного отплытия теплохода в Кампучию на его борту во Владивостоке побывал член Союза