8. ЕДИНЫМ ФРОНТОМ

Незаметно уже в провинции Кампонгспы дорога начинает набирать высоту, седлая покрытые джунглями отроги Кардамоновых гор. Район между Кампонгспы и Кампонгса-омом отступавшие в горно-лесной край полпотовцы пытались превратить в «неприступный оборонительный рубеж». В Кампонгспы и сейчас можно видеть изуродованные взрывными волнами железобетонные конструкции, целые горы битого кирпича, искореженного металла, пустыри на месте городских улиц.

Ту же картину мы наблюдали и в Кампонгсаоме. Там бежавшие полпотовцы разрушили огромный крытый рынок, отели, кинотеатр, жилые дома. От полного уничтожения Кампонгсаом, по которому они били из китайских орудий, установленных в порту, спасли вечнозеленые холмы, среди которых был построен около двух десятилетий назад этот самый молодой город страны.

В морском порту мы встретились с руководителем провинции Нон Нёном, который взял на себя руководство разгрузочными работами, чтобы максимально ускорить их,

— То, что вы видели на дорогах,— оказал он,—лучший ответ американским клеветникам, которые твердили, будто помощь можно направлять только через Таиланд и будто через   Кампонгсаом  грузы населению Кампучии не доходят. В действительности мы принимаем и отправляем но шоссе, а также по железной дороге до тысячи тонн грузов, а в отдельные дни и больше. Поначалу работы тормозились из-за нехватки квалифицированных докеров и портового оборудования. Но все разительно изменилось,   когда в октябре нам на помощь прибыли советские докеры.

Да, действительно, экспедиция дальневосточных докеров, прибывшая в Кампонгсаом осенью 1979 года на борту теплохода «Любовь Орлова», вписала яркую страницу в историю советско-кампучийской дружбы. На ее долю выпала особая, поистине необычная миссия.

Что же увидели наши люди, когда теплоход подошел к причалу Кампонгсаома? К этому времени кампучийцам удалось восстановить шоссе и железную дорогу, связывающие Пномпень с «морскими воротами» республики. Можно было бы начать приемку грузов, идущих морем, и отправлять их в глубь страны. Порт смог начать прием судов уже 26 августа 1979 года. Но полпотовцы, отступая, разрушили  все   оборудование,   необходимое  для   разгрузки  этих судов.

Первое, что бросалось в глаза в порту,— брошенные полпотовцами артиллерийские орудия, которые они не смогли утащить за собою в джунгли. Они и сейчас ржавеют у причалов и складов. А рядом — изувеченные краны, выведенные из строя машины. Несколько сот бывших партизан и горстка чудом выживших портовиков пытались их отремонтировать, но это не удавалось, не хватало специалистов, не было запасных частей. Плохо было и с железнодорожным транспортом — на единственной узкоколейной железной дороге, связывавшей порт с Пномпенем, уцелело всего два старых паровоза и около тридцати полуразбитых вагонов. Но, несмотря на это, уже третьего сентября 1979 года порт был связан со столицей железнодорожным сообщением.

Грузы уже начали пребывать, однако кампучийцы не справлялись с их приемом. На складах скопилось до двадцати тысяч тонн продовольствия. Вашингтон и Пекин начали клеветническую кампанию, злобно утверждая, что, мол, коммунисты гноят в порту рис сознательно, не желая передать его населению. Тогда-то Народно-революционный совет и обратился к Советскому Союзу с просьбой оказать срочную помощь в налаживании работы порта и в выгрузке и погрузке продовольствия.

1234567[8]910
Оглавление