Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ДЕМОКРАТИЯ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
по ее отношению к. социальной демократии, по тому, насколько она способствует глубоким социальным преобразованиям. Это не означает, конечно, снятия задач демократизации в революционную эпоху, это означает лишь, что соотношение аспектов, политического и социального в сложном комплексе демократии неодинаково в эпохи революций и эволюционного развития в рамках существующего строя. Именно такое понимание соотношения различных аспектов демократизма дается ленинской оценкой значения буржуазной демократии. «Социалисты, борцы за освобождение трудящихся от эксплуатации, — писал В. И. Ленин, — должны были использовать буржуазные парламенты, как трибуну, как одну из баз для пропаганды, агитации, организации, пока борьба наша ограничивалась рамками буржуазного строя. Теперь, когда всемирная история поставила на очередь дня вопрос о разрушении . всего этого строя, о свержении и подавлении эксплуататоров, о переходе от капитализма к социализму, — теперь ограничиваться буржуазным парламентаризмом, буржуазной демократией, прикрашивать ее, как „демократию», вообще, затушевывать ее буржуазный характер..., — это значит позорно изменять пролетариату, переходить на сторону его классового врага...».
Проблема демократии может служить, таким образом, оселком для проверки революционности. В частности, возведение в абсолют принципов политической демократии при игнорировании диалектической связи демократии и революции является отличительной чертой реформистской позиции буржуазной и правосоциалистической идеологии.
В рассуждениях буржуазных авторов о демократии в Африке преобладают масштабы континента. Общность некоторых моментов Государственной системы приводит к игнорированию неодинаковой социальной основы. Так, Дж. Миллер в статье «Демократия в международной политике» подчеркивает, что демократия несовместима с системой, сложившейся в «новых, бывших колониальных, странах, колеблющихся между демократическими и диктаторскими режимами». Пути развития этих стран находятся вне интересов Миллера. Всех их он относит к недемократическим, за исключением, быть может, одной только Нигерии. Известный английский государствовед А. Дженнингс, посвятивший проблеме демократии в Африке специальную книгу, в которой он последовательно отстаивает колониалистские концепции о цивилизаторской» миссии Британии и о подготовке ею отсталых народов к самоуправлению, заявляет, что «определять как демократию такую систему, в которой нетто» меньшей мере двух партий, обладающих равными возможностями, значит злоупотреблять словом». Тем самым А. Дженнингс бесповоротно решает вопрос о демократизме большинства государств Африки при всех их исторических социальных особенностях.
Большое внимание уделяют проблеме демократии в Африке социал-демократы. На страницах «Сошиэлист Интернэйшнл Информэйшн» в 1964 г. была проведена дискуссия о демократии и социализме в Африке. Мнение, которое, судя по ходу этой дискуссии, было господствующим в кругах Социалистического интернационала, оказалось чрезвычайно близким к позиции Дженнингса. Оно нашло выражение в двух статьях Р. Рошера, секретаря подкомиссии развивающихся стран Социалистического интернационала в статьях Г. Дюваля, видного деятеля социал-демократической партии острова Маврикий, Риты Хинден и др. Рита Хинден осуждала «попытки обелить авторитарные режимы и замаскировать их под именем демократии».
Объединение многих государств Африки по их отношению к демократии, Допускаемое Дженнингсом и деятелями Социалистического интернационала, отнюдь не означает одинакового отношения к путям развития африканских стран. Наоборот, оно служит методологической основой для своеобразной дифференциации. Смысл этого объединения в исключении борьбы с колониализмом и политики социальных преобразований из проблемы демократии.
Коль скоро демократия оказывается, таким образом, «очищенной от социального преломления и все государства независимо от их успехов или неудач в осуществлении важнейших задач борьбы с империализмом и социального прогресса оказываются нивелированными,