Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ДЕМОКРАТИЯ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
Вопрос, который социал-демократы упорно обходят, состоит в том, в интересах какого или каких классов осуществляется подавление.
Отказавшись декларативно от абсолютизации «европейской демократии», авторы документа пытаются примирить взгляды социал-демократии с идеологией национально-освободительного движения. «Понимание демократии Социалистическим интернационалом и африканским социализмом вопреки нашим предшествующим взглядам не противоречат друг другу в принципе, а являются конфликтом между различными эпохами развития. Так же как демократия в древней Греции функционировала не по тем законам, что - в индустриальной Европе, так и африканской демократии нужны ее собственные специфические элементы, без которых ей суждено будет остаться иллюзией».
Как видим, хотя социал-демократам и пришлось отказаться от некоторых традиционных взглядов и кое-чем пожертвовать в расчете на усиление своего влияния в Африке, принципиально их понимание демократии не изменилось. Новый тезис сводится к тому, что Африка придет к правосоциалистическому пониманию демократии, когда для этого созреют условия, когда она индустриализуется. Таким образом, и в новом документе отразилась направленность концепций правых социалистов против революционных течений африканского национально-освободительного движения, воспринимающих идеи о классовой борьбе, классовом характере политической власти и тем самым создающих почву для научного социализма.
За национал-реформистскими течениями доклад признает плодотворное приспособление доктрины социализма к различным социальным, экономическим, культурным и религиозным условиям (в качестве примера приводятся взгляды Л. Сенгора), полезный диалог с европейским социализмом, осуществляемый «на свободной и интеллектуальной основе». Что же касается национальной демократии, то ее попытки создать социалистическую теорию, применимую к африканским условиям (например, в Мали), один из членов группы, австрийский социал-демократ Петр Янкович/ объявляет менее впечатляющими и не заслуживающими внимания, ибо они, по его мнению, делались на строго доктринерской базе «восточноевропейского или азиатского коммунизма».
В то время как многие деятели Социалистического интернационала обнаружили готовность принести принципы в жертву практическим интересам, Р. Рошер пытается спасти принципы, отделить поиски путей сотрудничества с африканскими странами от идеологического приспособления. «По моему мнению, — писал Р. Рошер, — нет никакого сомнения в том, что демократический социализм европейского образца как концепция и как социальная форма организации не имеет никакой базы в сегодняшней Африке и потому не существует там, как таковой. Это мнение поддерживается африканскими социалистами. Европейские социалисты со своей стороны тоже должны преодолеть иллюзию, что Социалистический интернационал может действовать на общей идеологической основе со сторонниками африканского социализма».
Позиция Р. Рошера убедительно демонстрирует идейную шаткость новых тенденций в Социалистическом интернационале. Что же касается его стратегических целей, то они остаются прежними. Новый подход к проблеме «африканского социализма» лишь камуфлирует их.
Видный деятель Социалистического интернационала Ганс Яничек, говоря о начале «новой эпохи» в отношении Интернационала к Африке, подчеркивал, что инициатива его руководства, направленная на сближение, преследует «долговременную цель ввести африканский социализм в русло международного демократического социализма».