Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ДЕМОКРАТИЯ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
открывается путь для выражения подлинных симпатий и антипатий.
Показательна в этом отношении перепечатанная «Сошизлист Интернэйшнл Информэйшн» статья С. С. Олоитиптвпа «Демократический социализм в Кении». С. С. Олоитиптип воспевает осторожность, с которой в Кении осуществляется национализация, и приветствует возможности, открываемые ею для частной, инициативы. «Разница между „кенизацвей» и национализацией средств производства,—пишет С. С. Олоитиптип, — и есть разница между тоталитарным коммунизмом и демократическим социализмом». Свобода для частного капитала оказывается важнее традиционных принципов буржуазной демократии.
В дискуссии о демократии в Африке Р. Рошер абсолютизировал определение, данное социал-демократами в разгар «холодной войны» во франкфуртской декларации 1951 г. и сводящееся к сочетанию традиционных, гражданских свобод с правом на оппозицию и наличием двух, или нескольких политических партий. Логика исторического развития привела к тому, что это абстрактное, совершенно не считающееся с многообразной действительностью и спецификой исторических условий разных стран определение, острием своим направленное против социализма, привело социал-демократов к столкновению со всем «третьим миром», к углублению взаимного отчуждения и непонимания, реальной базой которого является противоречие между политикой большинства европейских социал-демократических партий и интересами национально-освободительного движения.
Необходимость пересмотра теоретических схем Социалистического интернационала применительно к Африке ощущалась давно. Это продемонстрировала еще дискуссия 1964 г., но в ходе ее возобладали консервативные, традиционные социал-демократические представления, оставившие практические проблемы нерешенными. В 1967 г. из представителей разных партий была создана группа экспертов для изучения африканской политики Интернационала. Ею был подготовлен документ «Африканские пути к социализму», представленный XI конгрессу Социалистического интернационала, состоявшемуся в июне 1969 г. в Истборне. В резолюции конгресса об африканской политике идеи этого документа не нашли отражения. Она ограничилась общим декларативным осуждением колониализма и апартхейда и провозглашением солидарности с народами португальских колоний, Родезии, Южной Африки. Но спустя год доклад группы экспертов на XI конгрессе был опубликован в официальном издании Социалистического интернационала вместе с отрывками из личных докладов его составителей.
Типичное для социал-демократии доктринерски пренебрежительное отношение к «африканскому социализму» сменилось у авторов документа заявлением, что «попытки разработать теории африканского социализма представляют собой конструктивные шаги в африканском развитии».
В центре документа, как и прежде, оказалась проблема демократии. Для ее решения характерны определенные элементы историзма и реализма. Авторы доклада признают неприменимость европейской демократии к сегодняшней Африке, соглашаются с тем, что формальная демократия, введенная европейскими и колониальными властями, оказалась неспособной смягчить конфликты, вытекающие из социальных и политических условий африканских стран. Выступление представителя британской лейбористской, партии в группе экспертов было так и озаглавлено: «Банкротство демократии вестминстерского типа».
Взамен тезиса об антидемократическом характере большинства африканских государств выдвигается идея о поисках ими форм демократии, отвечающих их потребностям, о незавершенности этих поисков и в связи с этим о невозможности сделать окончательные выводы. Однопартийная система в Африке уже не трактуется безусловно как отрицание демократии. Для оправдания этого компромисса эксперты Социалистического интернационала позаимствовали аргументы у ряда африканских идеологов, главным образом национал-реформистского и традиционалистского мелкобуржуазного толка. Они заявляют, что «в Африке установление однопартийной системы не означает механически объявления вне закона и подавления других политических сил, так как последних обычно не существует». Это, конечно, не так. При сложной социальной структуре африканского общества, при многоукладности экономики, сохранении основ эксплуатации и обострении классовой борьбы однопартийная система неизбежно означает подавление каких-то политических сил.