Интернет-книга, читайте с удовольствием!

ДЕМОКРАТИЯ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА

открывается путь для выражения подлинных симпатий и антипатий.

Показательна в этом отношении перепечатанная «Сошизлист Интернэйшнл Информэйшн» статья С. С. Олоитиптвпа «Демократический социализм в Ке­нии». С. С. Олоитиптип воспевает осторожность, с кото­рой в Кении осуществляется национализация, и привет­ствует возможности, открываемые ею для частной, ини­циативы. «Разница между „кенизацвей» и национа­лизацией средств производства,—пишет С. С. Олоитип­тип, — и есть разница между тоталитарным коммунизмом и демократическим социализмом». Свобода для частного капитала оказывается важнее тра­диционных принципов буржуазной демократии.

В дискуссии о демократии в Африке Р. Рошер абсо­лютизировал определение, данное социал-демократами в разгар «холодной войны» во франкфуртской деклара­ции 1951 г. и сводящееся к сочетанию традиционных, гражданских свобод с правом на оппозицию и наличи­ем двух, или нескольких политических партий. Логика исторического развития привела к тому, что это абст­рактное, совершенно не считающееся с многообразной действительностью и спецификой исторических условий разных стран определение, острием своим направленное против социализма, привело социал-демократов к столк­новению со всем «третьим миром», к углублению взаим­ного отчуждения и непонимания, реальной базой кото­рого является противоречие между политикой большин­ства европейских социал-демократических партий и интересами национально-освободительного движения.

Необходимость пересмотра теоретических схем Со­циалистического интернационала применительно к Аф­рике ощущалась давно. Это продемонстрировала еще дискуссия 1964 г., но в ходе ее возобладали консерва­тивные, традиционные социал-демократические пред­ставления, оставившие практические проблемы нерешенными. В 1967 г. из представителей разных партий была создана группа экспертов для изучения африканской по­литики Интернационала. Ею был подготовлен документ «Африканские пути к социализму», представленный XI конгрессу Социалистического интернационала, со­стоявшемуся в июне 1969 г. в Истборне. В резолюции конгресса об африканской политике идеи этого докумен­та не нашли отражения. Она ограничилась общим де­кларативным осуждением колониализма и апартхейда и провозглашением солидарности с народами порту­гальских колоний, Родезии, Южной Африки. Но спустя год доклад группы экспертов на XI конгрессе был опуб­ликован в официальном издании Социалистического ин­тернационала вместе с отрывками из личных докладов его составителей.

Типичное для социал-демократии доктринерски пре­небрежительное отношение к «африканскому социализ­му» сменилось у авторов документа заявлением, что «попытки разработать теории африканского социализ­ма представляют собой конструктивные шаги в афри­канском развитии».

В центре документа, как и прежде, оказалась проб­лема демократии. Для ее решения характерны опреде­ленные элементы историзма и реализма. Авторы докла­да признают неприменимость европейской демократии к сегодняшней Африке, соглашаются с тем, что формаль­ная демократия, введенная европейскими и колониаль­ными властями, оказалась неспособной смягчить кон­фликты, вытекающие из социальных и политических условий африканских стран. Выступление представи­теля британской лейбористской, партии в группе экспер­тов было так и озаглавлено: «Банкротство демократии вестминстерского типа».

Взамен тезиса об антидемократическом характере большинства африканских государств выдвигается идея о поисках ими форм демократии, отвечающих их потреб­ностям, о незавершенности этих поисков и в связи с этим о невозможности сделать окончательные выводы. Однопартийная система в Африке уже не трактуется безусловно как отрицание демократии. Для оправдания этого компромисса эксперты Социалистического интерна­ционала позаимствовали аргументы у ряда африканских идеологов, главным образом национал-реформистского и традиционалистского мелкобуржуазного толка. Они заявляют, что «в Африке установление однопартийной системы не означает механически объявления вне зако­на и подавления других политических сил, так как по­следних обычно не существует». Это, конечно, не так. При сложной социальной структуре африканско­го общества, при многоукладности экономики, сохране­нии основ эксплуатации и обострении классовой борьбы однопартийная система неизбежно означает подавление каких-то политических сил.

12[3]4
Оглавление