Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ
Опора на народную организацию предполагает развитие инициативы и самодеятельности, доверие к тем подлинно революционным, передовым силам народа, которые самоотверженной борьбой подтвердили свою преданность делу национального освобождения и социального прогресса. Когда обеспечены не только опора на трудящихся, но и их реальное участие в политической жизни, когда недвусмысленно определена классовая природа демократии, большое значение приобретают конституционные формы, гарантирующие законность, права граждан и нормальное и демократически контролируемое функционирование государственного аппарата. К этому важному аспекту демократии должны будут прийти, добившись упрочения власти, все прогрессивные африканские режимы. Большое внимание уделял этим проблемам Г. А. Насер. В частности, в речи 30 марта 1968 г. он подчеркивал, что разрабатывавшаяся тогда конституция АРЕ должна дать четкое определение и разграничение полномочий всех государственных органов, предусмотреть действенную систему парламентского и народного контроля за исполнительной властью, провозгласить независимость суда, гарантировать возможность оспорить перед судом любое решение власти, учредить высший конституционный суд, ввести определенный срок для занятия высших должностей в государстве. Таким образом, идеи законности и правовых, конституционных гарантий демократии получают все большее признание среди прогрессивных африканских лидеров.
Сложная картина политической системы передовых стран Африки отражает противоречия процессов национального становления, в известной степени еще не определившихся до конца. Эту противоречивость нельзя не учитывать.
Большое прогрессивное значение революционных концепций демократии в том, что они противостоят буржуазным представлениям, что речь в них идет о реальной, а не о формальной демократии. Отражая опыт государственного строительства своих стран, идеологи некапиталистического пути развития выдвинули интересные аспекты политической демократии, связали политическую демократию с проблемами активности масс и непосредственной демократии.
Подход буржуазной и социал-демократической критики к ограничениям политической демократии в практике государств, избравших некапиталистический путь, как правило, вызывается отнюдь не заботой о демократии, а недовольством тем направлением, которое приобретает развитие в этих странах. Нельзя не видеть, что эти ограничения в значительной мере обусловлены особенностями исторического этапа, переживаемого африканскими странами. Речь идет в конечном счете о выборе между формальной и действительной демократией, а ни одно последовательное революционное движение никогда не приносило своих целей в жертву абстрактным понятиям.
В то же время, сознавая обусловленность, даже закономерность этих явлений, было бы ошибочно их идеализировать и возводить необходимость в добродетель. Ограничения политической демократии преследуют прогрессивную цель охраны революционных завоеваний, но они небезопасны сами по себе; и эта цель при их применении достигается ценой известных издержек.
Ограничения демократий, диктуемые революционной необходимостью, должны носить строго определенную классовую направленность, они не должны распространяться на социальные слои и политические силы, представляющие самую надежную опору социалистических тенденций. В противном случае речь идет не об интересах революции, а о стремлении чуждой народу бюрократии укрепить свое положение, прикрываясь революционной фразой. Эта весьма распространенная категория, демагогический азарт которой равен ее жестокости, получила название «якобинцев без народа». Ограничения политической демократии таят в себе потенциальную возможность вступить в противоречие с интересами прогресса, если их подчиненный и временный характер будет предан забвению.
Путь некапиталистического развития по мере продвижения вперед, по мере успехов в экономике и просвещении должен привести к более полному развитию всех институтов политической демократии на базе четкого признания классового характера государства. Пока же отношение к практике и идеологии африканских стран по вопросу о демократии должно заключаться как в поддержке их прогрессивного характера и защите от нападок реакционных сил, так и в трезвом понимании необходимости расширения участия масс трудящихся в политической жизни, в управлении государством.