Интернет-книга, читайте с удовольствием!

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ

Борьба с бюрократизмом — насущная проблема для аф­риканских стран. «Бюрократизм, — говорил А. Секу Туре в речи, посвященной седьмой годовщине провоз­глашения республики, — „детская болезнь» молодых революций и исторический факт, который находит бла­гоприятную почву в наших государствах, недостаточно устроенных, бедных технически квалифицированными и сознающими свою профессиональную и социальную от­ветственность кадрами».

Опасность этого явления настолько велика, что мно­гие африканские лидеры признают формирование «но­вого класса» бюрократии, сочетающего видное положе­ние в государственном или партийном аппарате с дело­выми интересами. X. Бумедьен говорил, что «возникно­вение обособленного класса (бюрократии. — О. М.)... яв­ляется почти правилом для стран „третьего мира» и что такая опасность существует и в Алжире». О. Одинга подчеркивает, что «в городах растет само­окопавшийся класс политиков-бизнесменов». Бюрократизму сопутствуют стремления отдельных ра­ботников к «авторитаризму», к принятию единоличных решений без консультаций с партийными и государ­ственными органами, а также общая деградация рево­люционного духа, отмеченные еще на VI съезде Судан­ского союза и признаваемые ныне, в частности, в алжирской печати. Это нередко приво­дит к явлению, о котором с горечью говорил Ф. Фанон, когда политическая организация сводится к созданию центральных учреждений в столицах, своего рода выве­сок, без связи с массами, без реального содержания, без конкретной работы.

Опасные масштабы приобретает коррупция. Не слу­чайно вопрос о борьбе с ней занял важное место в ра­боте VIII съезда ДПГ. Закрывая съезд, А. Секу Туре призвал всех ответственных работников доказать закон­ность своего имущества.

Серьезную угрозу в связи с высокой степенью кон­центрации политической власти представляет стремле­ние к военной диктатуре. В последние годы ряд прогрес­сивных африканских режимов был жертвой государ­ственных переворотов, организованных реакционными офицерами! Национальные демократы видят гарантию от такого развития событий в том, чтобы «углублять связи между народными массами и вооруженными си­лами», а также «обеспечить верховен­ство политических сил над военными», поддержку армией курса на некапиталистическое раз­витие.

Перед государствами, избравшими некапиталистиче­ский путь, стоят большие задачи по развертыванию революционного демократизма. Они не могут, однако, осуществляться сейчас на усиленно навязываемой за­падной пропагандой основе предоставления свободы « правой политической оппозиции. В напряженный период, переживаемый ныне Африкой, это означало бы добро­вольное согласие на усиление позиций реакции.

Решение противоречий между укреплением государ­ства и демократизацией лежит не в отказе от вырабо­танных практикой принципов государственного строи­тельства, а в сочетании их с политической активизацией масс, с их подлинно революционной и действенной орга­низацией, ставящей аппарат государства под контроль масс и обеспечивающей их тесное взаимодействие. На этой основе решаются две важнейшие и взаимосвязан­ные задачи национально-освободительного движения в , области государственного строительства: укрепление го­сударства и расширение демократии, ибо реальная сила государства зависит в конечном счете от того, находит ли оно поддержку в массах.

Если в теории эта задача осознана идеологами нека­питалистического развития, что нашло отчетливое выра­жение в рассмотренной нами революционной концепции демократии, то на практике в ряде стран еще многое предстоит сделать.

Национальные демократы открыто признают опреде­ленный разрыв между теорией и практикой в плане де­мократии и реального участия масс в управлении. Так, руководители ФНО Алжира говорят, что в прошлом имели место «явные нарушения принципов Алжирской хартии», сказавшиеся, между прочим, в создании бюро­кратической системы и в том, что союз с трудящимися массами не был фактически реализован. Идеологи Демократической партии Гвинеи говорили о «стремлении начать новый этап «гармонического един­ства между замыслами и политической практикой с тем, чтобы уничтожить расхождение между ними, которое существует теперь и ведет к замедлению ритма, если не к подрыву нашего прогресса на пути прочно утвержден­ной демократии». «Проблемы, пережи­ваемые АСС, порождены не недостатками его общей программы, — говорил 30 марта 1968 г

1[2]34
Оглавление