обмен Лаос получает свободную валюту, необходимые материалы и товары. Сотрудничество в этой области продолжает успешно развиваться.
Сейчас реализуется следующая, двадцатилетняя, программа «проекта Меконга» (3981—2000 гг.), которой предусматривается создание 17 крупных гидроэнергетических комплексов. Для этого, по оценкам экспертов ЭСКАТО, с которыми мы беседовали в штаб-квартире организации в Бангкоке, потребуются капиталовложения в размере не менее 40 миллиардов американских долларов.
Одним из ключевых объектов двадцатилетней программы является сооружение гидроузла Памоаг, в нескольких десятках километров от Вьентьяна. Предусматривается сооружение 115-метровой плотины с длиной по гребню до 1360 метров, ГЭС мощностью 10,2 миллиона киловатт, водохранилища емкостью почти 100 миллиардов кубометров и системы ирригации, которая позволит оросить дополнительно 2,5 миллиона гектаров земель в Лаосе и Таиланде.
На вьетнамской территории предусмотрено строительство гидротехнических и других сооружений, которые обеспечат защиту от паводков и расширение орошаемых площадей, улучшат условия судоходства на Меконге. Завершение первой очереди этого плана даст возможность на юге Вьетнама выращивать на 1,6 миллиона гектаров земли по два урожая риса в год.
Реализация этой грандиозной программы может стать важным фактором ускорения экономического развития региона. Программой предусматривается увеличение в двести раз производства электроэнергии, расширение в десятки раз орошаемых площадей.
Есть много и других региональных впечатляющих проектов.
Генерал Синкапо во время одной из последних бесед с нами говорил пока как о мечте — а кто знает, может, и она станет былью?—о прокладке первой в Лаосе железной дороги вдоль когда-то печально знаменитой «Линии Макнамары». (Речь идет о линии, которая, по замыслу американских интервентов, должна была наглухо расчленить бывший «французский Индокитай» на две части.) Это — полоса от лежащего на левобережье Меконга лаосского города Саваннакета и до вьетнамского местечка Донгха на тихоокеанском берегу. Потом, продолжал Синкапо, можно было бы продолжить стальную магистраль вверх по Меконгу до Вьентьяна и Луангпрабанга. Сегодня то, что вчера казалось далекой мечтою, становится реальностью, и кто знает — быть может, сбудется и эта мечта генерала Синкапо. Ведь уже осуществились в Индокитае другие не менее смелые замыслы: стал же вьетнамский пилот Фам Туан первым летчиком, представившим в космосе развивающиеся страны обоих полушарий земли!
Так уж случилось, что о самом Фам Туане нам довелось за последние десять лет писать не раз, но имя его на первых порах не упоминалось. Еще в 1973 году, когда один из нас был в Ханое, журналисты получили возможность встретиться с героем войны — до того он обозначался в прессе лишь как летчик X, который 27 декабря 1972 года первым на своем МиГе сбил самый мощный бомбардировщик американской стратегической авиации Б-52.
Но тогда война уже шла к концу, Северный Вьетнам по Парижским соглашениям перестал быть зоной боевых действий, и репортаж, в газете не появился.