Интернет-книга, читайте с удовольствием!
РЕВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОКРАТИИ
Государственные деятели, философы, правоведы и экономисты развивающихся стран в отличие от своих западных критиков отдают себе отчет в ограниченном характере буржуазной демократии, в ее неспособности решить проблемы национального и социального освобождения. Они не оставляют незамеченными кризис и перерождение сегодняшней буржуазной демократии.
Признание непригодности европейских форм демократии, европейского «либерализма» для развивающихся стран Африки ныне стало общим местом почти у всех идеологов национального движения. Но так было не всегда. В конце второй мировой войны и в первые послевоенные годы для политической мысли ряда африканских стран, которая развивалась тогда в этом отношении в сугубо теоретическом плане, не имея «экспериментальной площадки» в виде национальных государств, были характерны известные буржуазно-демократические иллюзии. Они нашли, в частности, выражение в решениях V панафриканского конгресса, отвергшего «советский тоталитаризм».
Немаловажную роль при этом сыграло влияние Дж. Пэдмора, которому отход от коммунистического движения не оставлял иного выбора, кроме обращения к националистическим, буржуазным или социал-демократическим концепциям. Последнее имело место как раз по вопросу о демократии. Тремя принципами панафриканизма Пэдмор провозгласил национализм, политическую демократию и социализм. Его понимание политической демократии не выходило за рамки традиционных социал-демократических представлений, за исключением, может быть, более острой постановки вопроса о необходимости ее подкрепления экономической демократией.
Уже после провозглашения независимости Ганы Пэдмор писал: «В Гане в отличие от России правительство Народной партии конвента уже заложило солидную основу политической демократии, покоящейся на парламентском правительстве, всеобщем избирательном праве, свободе собраний, слова, печати и господстве права. Теперь перед правительством Ганы стоит задача укрепить политическую демократию экономической демократией». О том, что так представлял себе путь прогресса не только Пэдмор и что такое понимание демократии является вполне буржуазным, свидетельствует заявление К. Нкрумы при вручении ему диплома в университете им. Линкольна (Филадельфия). «Наша цель, — сказал Нкрума, — действовать на основе демократических принципов, таких, какие существуют в Англии и США».
С тех пор взгляды К. Нкрумы, как и многих других африканских лидеров, радикально изменились. И произошло это под влиянием не каких-то априорных соображений, а в силу политической необходимости и практической целесообразности. Практика шла в данном случае впереди теории. Западные образцы демократии в условиях африканского национально-освободительного движения оказались практически неэффективными. «Я не знаю, — говорил Дж. Кениата, — является ли демократия, такая, как она практикуется в Соединенном королевстве, лучшей системой для нашей страны... Мы выработаем собственную систему, основанную на наших традициях и методах, принимающую во внимание наш особый образ жизни». «Западный тип свободы и демократии не может нас устроить, потому что мы стремимся к преобразованию старого общества», — заявлял Насер. Идеологи ФНО Алжира подчеркивают, что буржуазная демократия превращается в условиях развивающихся стран в обман, прикрывающий эксплуатацию со стороны колониальных держав.
Следует отметить, что идейная база отрицания африканскими идеологами буржуазной демократии различна.
Д. Тиам пишет, что «ортодоксальный либерализм, как, впрочем, и «народная демократия» (что весьма характерно для позиции ведущих политических деятелей Сенегала. — О. М.), не отвечает сегодняшним нуждам Африки». Некоторые представители «африканского социализма», как, например, Л. Сенгор, выдвигая идею специфики государственно-правового строительства в Африке, даже заявляют о своей верности идеалам западной демократии, «демократическому социализму». По Сенгору, «демократический социализм» — это цель, к которой нужно стремиться, но которая неосуществима сейчас в силу особых и, видимо, преходящих исторических условий.
В отличие от тех, кто выводит неприемлемость для Африки европейских образцов и европейского парламентаризма в основном из различия европейского и африканского традиционного обществ, идеологи мелкобуржуазной ветви «африканского социализма», и в особенности идеологи некапиталистического развития, не ограничивают своего непризнания буржуазной демократии этими соображениями. Они исходят не только из истории, из национальных особенностей, из современных ус