Интернет-книга, читайте с удовольствием!
РЕВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОКРАТИИ
ловий, но и из принципиальной критики буржуазной демократии. Они говорят о ее ограниченном характере, о ее связи с эксплуататорским обществом. И это один из примеров того, как сама жизнь подводит идеологов национально-освободительного движения к пониманию классовой природы государства.
Б. Онуоха говорит, что до крайности недемократическая экономическая система превращает в капиталистических странах демократическую политическую систему в «демократию для бизнесменов, в плутократию», что рабочий класс «изолирован от эффективной политической власти» и «демократия дает ему свободу размножаться и дегенерировать».
Секу Туре определяет парламентскую, буржуазную демократию как формальную, ибо она «подменяет народ избранными лицами, над которыми народ не имеет никакой возможности контроля или власти на протяжении срока их полномочий». М. Нгуаби заявляет, что «либеральная демократия является буржуазной, основанной на частной собственности, конкуренции и эксплуатации, тогда как народная демократия предусматривает новый тип общества».
Для идеологов некапиталистического развития характерен, хотя порой и не в полной мере, классовый подход к проблеме демократии. Он сказывается не только в критике буржуазной демократии, как у представителей мелкобуржуазного направления в «африканском социализме» типа Б. Онуохи, но и в оценке государственности в странах, избравших некапиталистический путь развития как демократии «трудовых сил народа», верховенства позитивного действия, гегемонии революционных сил и т. п. Ограниченность этого подхода связана с идеей классового единства национальных сил, нередко с растворением ясных представлений о классах, о рабочих и крестьянах в широких и всегда несколько отвлеченных формулировках, но его яркая антиимпериалистическая, антифеодальная и антимонополистическая направленность несомненна.
Представления о демократии, отстаиваемые идеологами некапиталистического развития, неотделимы от программы национального развития.
«Проблема, которая стоит перед развивающимися странами, — говорит X. Бумедьен, — это необходимость сочетать подъем уровня масс и улучшение материальных и духовных условий их жизни с обеспечением участия этих масс во всех областях политической и экономической деятельности. Другими словами, основнал трудность развивающихся стран состоит в сочетании революции и демократии» (курсив мой.— О. МЛ).
Связью демократии с нуждами революции и с повседневной практикой государственной деятельности устраняется разрыв между демократией политической и социальной. Для лидеров передовых государств Африки демократия — это в первую очередь понятие социальное, это степень решения коренного вопроса о социальном положении трудящихся.
Еще в материалах 5-го панафриканского конгресса указывалось: «Мы приветствуем экономическую демократию как единственную подлинную демократию». Правда, как уже отмечалось, соотношение социальной и. политической демократий многими панафриканистами понималось тогда в духе правых социалистов (через политическую демократию к социальной). Выделение национальной демократии в особое политическое направление приводит к новому пониманию этого соотношения применительно к африканским условиям и более ясному пониманию «экономической демократии». В Конституции АНДР (1963 г.) в качестве одной из основных целей революции и нового государства провозглашается «построение социалистической демократии, борьба против эксплуатации человека во всех ее формах» (ст. 10). Для авторов Конституции это неразрывно связанные понятия.
Дж. Ньерере отождествляет демократию со справедливостью, причем по мере упрочения национально-демократических тенденций в идеологии ТАНУ на смену несколько абстрактному идеалу справедливости приходят более отчетливые представления о классовом характере государства и обусловленности демократизма ролью различных классов в процессе производства, их отношением к собственности. «Если народ контролирует средства производства, — говорил Ньерере в эпоху принятия Арушской декларации, — тогда ясно, что он контролирует и управление страной». Это прямой разрыв с буржуазными концепциями, согласно которым для установления демократии достаточно свободного волеизъявления избирателей на выборах, наличия оппозиции и свободы критики.