Интернет-книга, читайте с удовольствием!
РЕВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОКРАТИИ
Тогда личность и общество в соответствии с осознанным характером нерасторжимости и взаимодополняемости их связи являются одновременно и постоянно средством и целью, объектом и субъектом. Это приводит к утверждению, что человек, каков бы он ни был, не должен произвольно приноситься в жертву ради блага общества или одного из себе подобных. Жизнь всех людей, их права и законные интересы заслуживают одинакового уважения».
Проблему личности и общества, в частности, в связи с гражданскими правами, видимо, нельзя еще считать окончательно решенной в африканской политической мысли. Дальнейшее развитие многое уточнит в ее решении как в теории, так и на практике. Пока же можно с уверенностью констатировать один незыблемый вывод, к которому пришла африканская политическая мысль: проблема личных свобод не должна служить поводом для подрыва государства под- флагом демократии.
Идеал прогрессивных африканских лидеров — «эффективная демократия», неразрывно связанная с революционным государством. Он сознательно противопоставляется усиленно навязываемым буржуазной пропагандой концепциям либерализма и неограниченности прав личности. А. Секу Туре характеризует либерализм как «врага революционной твердости».
Демократия, в представлении идеологов некапиталистического развития, ни в какой мере не должна приводить к ослаблению государства, к утрате им способности быстро и решительно реагировать на меняющуюся обстановку. Именно поэтому в их понимании демократии первое место занимают не негативные аспекты — возможность выражения протеста, а позитивные аспекты — уничтожение эксплуатации, мобилизация масс. Совокупность исторических условий и задач приводит к своеобразному смещению ценностей в представлениях о демократии. Для идеологов буржуазии демократия — это так называемая свобода личности и возможность критики существующих институтов; представители национально-освободительного движения восходят к наиболее широкому определению. Для них демократия — это власть народа, точнее, трудового народа. Такая концепция демократии, будучи наполнена революционным содержанием, может служить оружием социального прогресса.
Таковы теоретические представления о демократии, возникшие в ходе революционного преобразования. Излишне говорить, что не все моменты революционной концепции демократии находят в практике государств, встающих на некапиталистический путь, адекватное воплощение. Соотношение теории и практики в данном вопросе противоречиво. Полагать, что практика полностью соответствует идеалу, означало бы недооценку реальных трудностей и противоречий революционного процесса. С другой стороны, было бы ошибкой возводить в идеал все моменты практики, это привело бы к затушевыванию революционной и демократической перспективы, определяющей развитие передовых государств
Африки.
Известные противоречия между идеалом и практикой нельзя рассматривать как искажение идеала в той мере, в какой они вызваны объективными условиями и потребностями. Ряд отступлений вызван тем, что практика выдвигает как первоочередные свои требования и задачи, продиктованные действительностью. Их осуществление налагает отпечаток на претворение в жизнь принципов демократии, а иногда и отодвигает их на второй план.
Такой первостепенной задачей для прогрессивных режимов является защита от империалистических посягательств, централизация и укрепление политической власти.
X. Бумедьен отмечает: «Некоторые иностранцы и некоторые алжирцы... не поняли природы тех условий, которые заставили нас действовать в определенной последовательности» (курсив мой.— О. М.). «Положение, в котором оказалась страна, — говорит Бумедьен, — заставило нас прежде всего уделить внимание укреплению основ государства, так как невозможно было решать проблемы строительства в современном мире опасных провокаций извне, не укрепив государства».