Интернет-книга, читайте с удовольствием!

РЕВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОКРАТИИ

Тогда личность и общество в соответ­ствии с осознанным характером нерасторжимости и взаимодополняемости их связи являются одновременно и постоянно средством и целью, объектом и субъектом. Это приводит к утверждению, что человек, каков бы он ни был, не должен произвольно приноситься в жертву ради блага общества или одного из себе подобных. Жизнь всех людей, их права и законные интересы за­служивают одинакового уважения».

Проблему личности и общества, в частности, в связи с гражданскими правами, видимо, нельзя еще считать окончательно решенной в африканской политической мысли. Дальнейшее развитие многое уточнит в ее решении как в теории, так и на практике. Пока же можно с уверенностью констатировать один незыблемый вывод, к которому пришла африканская политическая мысль: проблема личных свобод не должна служить поводом для подрыва государства под- флагом демократии.

Идеал прогрессивных африканских лидеров — «эф­фективная демократия», неразрывно связанная с рево­люционным государством. Он сознатель­но противопоставляется усиленно навязываемым бур­жуазной пропагандой концепциям либерализма и неог­раниченности прав личности. А. Секу Туре характери­зует либерализм как «врага революционной твердости».

Демократия, в представлении идеологов некапита­листического развития, ни в какой мере не должна при­водить к ослаблению государства, к утрате им способ­ности быстро и решительно реагировать на меняющуюся обстановку. Именно поэтому в их понимании демокра­тии первое место занимают не негативные аспекты — возможность выражения протеста, а позитивные аспек­ты — уничтожение эксплуатации, мобилизация масс. Совокупность исторических условий и задач приводит к своеобразному смещению ценностей в представлениях о демократии. Для идеологов буржуазии демократия — это так называемая свобода личности и возможность критики существующих институтов; представители на­ционально-освободительного движения восходят к наи­более широкому определению. Для них демократия — это власть народа, точнее, трудового народа. Такая кон­цепция демократии, будучи наполнена революционным содержанием, может служить оружием социального прогресса.

Таковы теоретические представления о демократии, возникшие в ходе революционного преобразования. Из­лишне говорить, что не все моменты революционной концепции демократии находят в практике государств, встающих на некапиталистический путь, адекватное воплощение. Соотношение теории и практики в данном вопросе противоречиво. Полагать, что практика пол­ностью соответствует идеалу, означало бы недооценку реальных трудностей и противоречий революционного процесса. С другой стороны, было бы ошибкой возво­дить в идеал все моменты практики, это привело бы к затушевыванию революционной и демократической пер­спективы, определяющей развитие передовых государств

Африки.

Известные противоречия между идеалом и практи­кой нельзя рассматривать как искажение идеала в той мере, в какой они вызваны объективными условиями и потребностями. Ряд отступлений вызван тем, что прак­тика выдвигает как первоочередные свои требования и задачи, продиктованные действительностью. Их осуще­ствление налагает отпечаток на претворение в жизнь принципов демократии, а иногда и отодвигает их на второй план.

Такой первостепенной задачей для прогрессивных режимов является защита от империалистических пося­гательств, централизация и укрепление политической власти.

X. Бумедьен отмечает: «Некоторые иностранцы и некоторые алжирцы... не поняли природы тех условий, которые заставили нас действовать в определенной по­следовательности» (курсив мой.— О. М.). «Положение, в котором оказалась страна, — говорит Бумедьен, — заставило нас прежде всего уделить внимание укрепле­нию основ государства, так как невозможно было ре­шать проблемы строительства в современном мире опасных провокаций извне, не укрепив государства».

Оглавление