Интернет-книга, читайте с удовольствием!
РЕВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОКРАТИИ
«Личность не индивидуализирована, не является чем-то необратимым, а представляет собой элемент целого, в которое он включен и которое дает ему его силу и его жизнь», — отмечает Д. Тиам. Отсюда, как справедливо комментирует это положение Л. Тома, безоговорочное утверждение примата коллективных интересов над индивидуальными. Аббат Канут пишет: «Демократический централизм, экономическая и социальная солидарность являются врожденными для африканцев; африканец никогда не бывает изолирован. Для нас жизнь — не индивидуальная авантюра, а коллективное предприятие».
Характерной чертой «африканского социализма» в данном вопросе является распространение общинных иллюзий на масштабы складывающейся национальной общности, на масштабы государства. «Наш социализм, — заявлял М. Диа,— совершенно прочно возникает из низовых общин. Это его единственный корень, и все наши стремления заключаются в том, чтобы распространить на все уровни вплоть до вершины логику солидарной ответственности, свойственную общине». Ограничения индивидуальной свободы оправдываются здесь общинными традициями, возведенными в ранг национальных интересов. Причем чрезвычайно показательно, что это делается на внеклассовой, абстрактной, мистической основе. Идеи общинной солидарности призваны вытеснить представления о классах. Проблески классового самосознания, признание необходимости социальной дифференциации на основе научных представлений о классах объявляются проявлением индивидуализма, чуждого природе африканцев. Община как органическое единство разрастается в народ, где все связаны общими интересами и убеждены во взаимной полезности. Народ, по мнению Л. Сенгора, «общность, где каждый индивид отождествляет себя с коллективом, а последний — со всеми своими членами». Как тут не вспомнить его же рассуждение о том, что рабочие должны быть убеждены в полезности капиталистов.
Любование идиллическими отношениями личности и коллектива на базе общинного строя объективно служит прикрытием буржуазных тенденций. Прав Л. Тома, когда, комментируя аналогичное рассуждение М. Диа, отмечает, что такая позиция преследует цель «устранить борьбу классов, которая лишена смысла в общности людей связанных сознанием коллективной ответственности».
По-иному подходят к решению проблемы индивидуальной свободы национальные демократы. Как мы видели, приоритет общества над личностью признают и они, не чуждо им в этой связи также и обращение к общинным и религиозным традициям. Но эти идеи нередко переплетаются с научными положениями о социальной структуре, проблема свободы решается не абстрактно, а в связи с классовой ориентацией, на основе представлений о революционной борьбе, которую трудящиеся классы ведут против сил эксплуатации и^ реакции. Речь идет о том, что свободой слова и действия должны пользоваться силы, поддерживающие революционное развитие, а не враги прогресса, пытающиеся подорвать позиции передовых политических группировок, выступающих за некапиталистический путь под лозунгами социализма. Президент Насер подчеркивал, что гражданские права не предназначены для врагов революции. В программе ФНО Алжира дается философское обоснование необходимости отказаться от демагогической абсолютизации свободы личности, перекликающееся с марксистским положением о том, что в классовом обществе любое проявление этой свободы, любое самовыражение индивида носит классовый характер. «Так как судьба личности неразрывно связана с судьбой общества, — записано в этом документе, — демократия не может сводиться к индивидуальной свободе, но должна быть коллективным выражением народной ответственности».
Тезис о примате общества над личностью приводит некоторых представителей национал-демократического радикализма к примитивно-нигилистическому отношению к личным свободам, к вульгаризаторскому упрощению проблемы личность — общество. Так, в разделе «Письма в редакцию» газеты «Нэшинэлист» в период принятия Арушской декларации можно было прочесть следующее заявление: «Социалист понимает, что личные права признаются лишь постольку, поскольку они включаются в права государства, так что свобода личности совершенно совпадает с повиновением государству, которое представляет волю народа».
С другой стороны, многие национальные демократы отдают себе отчет в диалектическом единстве и противоречиях, органически свойственных отношениям между личностью и обществом и, не забывая об общественных интересах, провозглашают уважение к потребностям личности. Так, А. Секу Туре, который заявлял о превосходстве общественных интересов над личными, в другом месте дает следующее определение соотношения личности и общества. «Ни человек, ни общество не должны быть простым средством один для другого, не должны монопольно присваивать себе плоды деятельности другого.