Интернет-книга, читайте с удовольствием!
РЕВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОКРАТИИ
А. Секу Туре выводит из принципа демократии «равенство между людьми, справедливость для всех и общественные отношения, основанные на солидарности и сотрудничестве».
Хартия национальных действий АРЕ, уделяющая большое внимание проблеме демократии, исходит из нерасторжимого единства социальной и политической свободы. «Индивид не может быть свободен, пока он не освобожден в первую очередь от оков эксплуатации». Подчеркнув бесплодие политической демократии при отсутствии социальной справедливости и ее обреченность на перерождение, Хартия провозглашает социальную свободу «единственным путем, достижения политической свободы». При этом имеется в виду длительный характер социального освобождения и в связи с этим постепенность складывания условий для подлинной демократии.
Концепция демократии, разработанная в Хартии национального действия, служит как бы ответом революционных сил Африки на программное положение современной социал-демократии о том, что политическая демократия является единственным и абсолютным путем установления социальной и экономической демократии, служащее теоретическим оправданием тактики реформизма.
В само понятие политической демократии идеологи некапиталистического развития вносят черты, явившиеся следствием революционной эпохи. Речь идет о мобилизации всего населения для преобразования общества, о вовлечении широких масс в повседневную деятельность государства. Демократия — не только в праве избирать, и быть избранным, демократия — в первую очередь в непосредственном участии в осуществлении власти.
Начало такому пониманию демократии было положено еще лучшими представителями панафриканского движения. «Демократия, — писал У. Дюбуа, — представляет собой развязывание энергии и возможностей угнетенных. Это как раз то, чего достигает СССР на своей территории». В 60-х годах идея демократии как подлинного участия народа в осуществлении государственной власти получает большое распространение среди африканских национальных демократов. «В области государственного строительства нашей главнейшей задачей должно быть максимальное сокращение дистанции между управляющими и управляемыми, максимальное привлечение граждан, в особенности производителей, к делам -управления», — записано в Хартии ФИО Алжира.
Идеологи Арабского социалистического союза понимают демократию как «мобилизацию и организацию народа, его подлинно трудовых сил для осуществления общих материальных и моральных целей».
Буржуазно-реформистским представлениям идеологи некапиталистического развития противопоставляют «новую революционную концепцию демократии». Суммируя их высказывания, можно было бы определить эту концепцию следующим образом: демократия представляет собоюединство социальных преобразований в интересах народа, массового движения и политических свобод.
Некоторые положения этой концепции, такие, как тесная связь с социальными преобразованиями, понимание подлинной демократии как свободы от эксплуатации, как вовлечений всего населения в государственную жизнь, как проявления подлинного суверенитета народа, бесспорно возникли под влиянием социалистической демократии и могут иметь большое значение для развития африканских государств по пути перехода к социализму.
Попытка подойти к демократии с точки зрения не формы, а существа ведет к пониманию связи диктатуры и демократии, к отсутствию метафизического противопоставления одного другому. Это сказалось, в частности, в определениях гвинейской государственности то как «народной» или «национальной демократии», то как «демократической диктатуры», «диктатуры народа». Таким образом, понятие демократии сочетается с признанием необходимости принципов и методов диктатуры. Речь идет о применении методов подавления враждебных сил в ходе революционных преобразовании.
Как уже отмечалось, проблема личности в плане обеспечения правового статуса индивида, гарантий гражданских свобод не заняла пока в современных африканских концепциях демократии видного места. Этому есть объективные причины как политического, так и исторического порядка. С одной стороны, приоритет проблемы развития, подчиняющей себе все аспекты общественно-политической жизни, сложная, как правило, внутренняя и внешняя обстановка, острые формы политической борьбы, лишающие политический климат того спокойствия, а политическую жизнь той налаженности и конституционности, которые создают благоприятные условия для полного развития в теории и на практике идеи неотъемлемых прав граждан.