Интернет-книга, читайте с удовольствием!

РЕВОЛЮЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОКРАТИИ

А. Секу Туре выводит из принципа демократии «ра­венство между людьми, справедливость для всех и об­щественные отношения, основанные на солидарности и сотрудничестве».

Хартия национальных действий АРЕ, уделяющая большое внимание проблеме демократии, исходит из не­расторжимого единства социальной и политической сво­боды. «Индивид не может быть свободен, пока он не ос­вобожден в первую очередь от оков эксплуатации». Подчеркнув бесплодие политической демокра­тии при отсутствии социальной справедливости и ее обреченность на перерождение, Хартия провозглашает социальную свободу «единственным путем, достижения политической свободы». При этом имеется в ви­ду длительный характер социального освобождения и в связи с этим постепенность складывания условий для подлинной демократии.

Концепция демократии, разработанная в Хартии на­ционального действия, служит как бы ответом револю­ционных сил Африки на программное положение совре­менной социал-демократии о том, что политическая де­мократия является единственным и абсолютным путем установления социальной и экономической демократии, служащее теоретическим оправданием тактики рефор­мизма.

В само понятие политической демократии идеологи некапиталистического развития вносят черты, явив­шиеся следствием революционной эпохи. Речь идет о мо­билизации всего населения для преобразования общест­ва, о вовлечении широких масс в повседневную деятель­ность государства. Демократия — не только в праве избирать, и быть избранным, демократия — в первую очередь в непосредственном участии в осуществлении власти.

Начало такому пониманию демократии было поло­жено еще лучшими представителями панафриканского движения. «Демократия, — писал У. Дюбуа, — пред­ставляет собой развязывание энергии и возможностей угнетенных. Это как раз то, чего достигает СССР на своей территории». В 60-х годах идея де­мократии как подлинного участия народа в осуществле­нии государственной власти получает большое распро­странение среди африканских национальных демократов. «В области государственного строительства нашей главнейшей задачей должно быть максимальное сокра­щение дистанции между управляющими и управляемы­ми, максимальное привлечение граждан, в особенности производителей, к делам -управления», — записано в Хартии ФИО Алжира.

Идеологи Арабского социалистического союза пони­мают демократию как «мобилизацию и организацию народа, его подлинно трудовых сил для осуществления общих материальных и моральных целей».

Буржуазно-реформистским представлениям идеологи некапиталистического развития противопоставляют «но­вую революционную концепцию демократии». Суммируя их высказывания, можно было бы определить эту концепцию следующим образом: демократия пред­ставляет собоюединство социальных преобразований в интересах народа, массового движения и политиче­ских свобод.

Некоторые положения этой концепции, такие, как тесная связь с социальными преобразованиями, понима­ние подлинной демократии как свободы от эксплуата­ции, как вовлечений всего населения в государственную жизнь, как проявления подлинного суверенитета народа, бесспорно возникли под влиянием социалистической де­мократии и могут иметь большое значение для развития африканских государств по пути перехода к социализму.

Попытка подойти к демократии с точки зрения не формы, а существа ведет к пониманию связи диктатуры и демократии, к отсутствию метафизического противо­поставления одного другому. Это сказалось, в частно­сти, в определениях гвинейской государственности то как «народной» или «национальной демократии», то как «демократической диктатуры», «диктатуры народа». Та­ким образом, понятие демократии сочетается с призна­нием необходимости принципов и методов диктатуры. Речь идет о применении методов подавления враждеб­ных сил в ходе революционных преобразовании.

Как уже отмечалось, проблема личности в плане обеспечения правового статуса индивида, гарантий гражданских свобод не заняла пока в современных аф­риканских концепциях демократии видного места. Это­му есть объективные причины как политического, так и исторического порядка. С одной стороны, приоритет проблемы развития, подчиняющей себе все аспекты об­щественно-политической жизни, сложная, как правило, внутренняя и внешняя обстановка, острые формы поли­тической борьбы, лишающие политический климат того спокойствия, а политическую жизнь той налаженности и конституционности, которые создают благоприятные условия для полного развития в теории и на практике идеи неотъемлемых прав граждан.

Оглавление