Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНСОЛИДАЦИЮ ВЛАСТИ
ставлений на этот счет лидеров ФНО Алжира, такие поиски ведутся на иной социальной базе в ряде стран Африки. Так, Л. Сенгор, призывая «передумать» вопрос о роли партии на основе сенегальского опыта, выделяет три главных направления в деятельности «доминирующей» партии: научное выражение чаяний народа и отражение его настроений, функции высшего контроля в политических (а не технических) вопросах и борьба с бюрократизмом. X. Бургиба видит миссию партии в том, чтобы облегчить деятельность правительства, просвещая его относительно нужд народа. В то же время партия рассматривается им как орган, обеспечивающий взаимосвязь, диалог между верхами и низами. В попытках разграничения партийных и государственных функций многие африканские руководители видят средство укрепления политической системы.
Организационная перестройка, превращение массовых партий в партии авангарда могут быть успешно осуществлены лишь на почве укрепления прогрессивной политической направленности партий, их опоры на рабочих и крестьян. В то же время отождествление партий авангарда с марксистско-ленинскими партиями, признающими руководящую роль рабочего Класса, и противопоставление их по этому принципу партиям единого национального фронта было бы поспешным и в ряде стран не отвечало бы потребностям современного этапа африканского освободительного движения.
Создание политического авангарда — это не отрицание в принципе идеи антиимпериалистического народного фронта или классовой основы массовых партий (хотя определенные сдвига здесь очевидны), а развитие опыта этих партий и совершенствование его применительно к новым условиям и потребностям. Лозунг создания партий авангарда вовсе не означает для национальных демократов коренного пересмотра их прежних представлений о классовом существе правящих партий. В той же речи Г. А. Насера от 30 марта 1968 г., где ставилась задача формирования политической структуры авангарда АСС, а сама партия характеризовалась, как «организация, включающая пионеров, способных возглавить политическое взаимодействие в процессе ликвидации классовых различий», Арабский социалистический союз с точки зрения своего классового состава представлялся в полном соответствии с Хартией национального действия 1962 г. «Арабский социалистический союз, — говорил Г. А. Насер, — как вы помните, в соответствии с Хартией представляет собой широкий фронт, союз всех трудящихся сил народа», состав которых нам уже известен.
В апреле 1960 г. А. Секу Туре заявил: «Нет, ДПГ — это не коммунистическая партия, это не партия класса, это партия всего гвинейского народа». Нет оснований полагать, что последние политические события, в частности VIII съезд ДПГ, заявивший об отстранении всех реакционных, буржуазных и капиталистических элементов от руководства и о недопустимости того, чтобы эксплуататоры были должностными лицами партии, отменяют приведенное положение А. Секу Туре.
Любопытные соображения о соотношении массовой партии и партии авангарда высказывались малийскими национальными демократами в период президентства М. Кейта. В статье, опубликованной журналом «Проблемы мира и социализма», И. Диарра задавался вопросом: «Может ли массовая партия, строящаяся не на классовой, а главным образом на национальной и патриотической основе, обеспечить строительство нового общества, или эта роль доступна лишь классовой партии авангарда?». По мнению Диарры, в специфических условиях ряда стран Тропической Африки, где у власти находятся национальные демократы, массовая Партия способна обеспечить руководство как общедемократическим, так и социалистическим этапом революции. Отрицая необходимость партии авангарда в привычном понимании этого слова, т. е. партии классовой, он тем самым отвергал марксистское понимание партии авангарда в социалистической революции. В то же время И. Диарра признавал, что «некоторые массовые партии представляют собой авангардную силу».
В Суданском союзе такие взгляды были характерны не только для И. Диарры. Мнение, что только партия авангарда может руководить борьбой за строительство социализма, и, следовательно, Суданский союз непригоден для выполнения этой роли, характеризовалось как проявление левого оппортунизма в сообщении газеты «Эссор» о теоретической дискуссии с учащейся молодежью, которую провел Мадейра Кейта. Как будто здесь налицо отрицание партии авангарда. Но в то же время в