Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНСОЛИДАЦИЮ ВЛАСТИ
самом тексте выступления Мадейры Кейты находим следующее рассуждение: «Мы были вынуждены объединить все слои населения против колониального режима в единой партии, которая имела облик и стиль национального фронта. Сейчас наша проблема заключается в том, чтобы увидеть, как национальный фронт может трансформироваться в подлинную силу авангарда после всех расколов, когда мы вынуждены были оставить попутчиков первого часа; как партия, которая самоочищается, сможет сохранить связи с массами и действительно стать авангардом, способным в рамках массовой борьбы и народной демократической диктатуры построить социализм в нашей стране». Таким образом, в понятие «партия авангарда», очевидно, вкладывается двоякий смысл. С одной стороны, это классовая партия трудящихся, руководствующаяся идеологией марксизма-ленинизма. Такая партия отвергается. Но с другой стороны, ей противопоставляется авангард, сохраняющий верность социалистическим целям и перспективам в рамках признания классовой борьбы и диктатуры народа, но строящийся в основном не на классовой, а на общедемократической, антиимпериалистической основе, т. е. авангард, стоящий на классовых позициях национальной демократии.
Понятие, заимствованное из научного социализма, оказалось наполненным новым содержанием, Этот пример показывает, между прочим, как опасно, руководствуясь терминологическим сходством, повторением отдельных политических конструкций, вырванных из контекста философско-социальной системы, делать выводы о переходе национальной демократии на позиции социализма. В понимании партии авангарда в настоящее время между научным социализмом и национальной демократией есть противоречия. С точки зрения марксизма-ленинизма только марксистская партия способна построить социализм. Но поскольку перед африканскими странами не стоит еще задача непосредственного осуществления социалистической революции, то это теоретическое расхождение нельзя в интересах единства превращать в камень преткновения. Если же исходить из реальных целей сегодняшнего африканского национально-освободительного движения, то естественно, что применительно к этим задачам марксисты понимают партию авангарда не так, как они понимали ее применительно к эпохе подготовки и проведения социалистической революции в ряде стран Европы и Азии, т. е. не как марксистско-ленинскую партию.
В манифесте египетских коммунистов в связи с их решением вступить в Арабский социалистический союз говорилось: «Египетская коммунистическая партия считает, что египетский путь к социализму требует объединения всех революционных сил, желающих построить социализм, в одной партии революционного авангарда. Это не будет коммунистическая партия. В ряде стран ставится вопрос о партии революционного авангарда, которая не соответствовала бы классической структуре коммунистической партии». Из этого ясно, что африканские марксисты вовсе не отождествляют существующую или создаваемую партию авангарда, ведущую свою страну по некапиталистическому пути, с коммунистической партией, и в этом смысле у них нет расхождений с национальной демократией.
Вопрос о партии авангарда тесно связан с более широкими проблемами перспектив развития по некапиталистическому пути.
В представлениях о политическом авангарде в Африке сегодняшнего дня как о передовой классовой партии, опирающейся на марксистско-ленинскую теорию, видно стремление рассматривать развитие африканских стран по аналогии с опытом народов Средней Азии, Казахстана, Киргизии, Северного Кавказа, которые пришли к социализму, минуя капитализм. Однако современная идея некапиталистического развития рассчитана на страны, где нет пока предпосылок для такого варианта движения к социализму. Она исходит из возможности проделать определенные подготовительные шаги к социализму без гегемонии пролетариата и руководства марксистско-ленинской партии, при революционно-демократическом руководстве, которому внутренне присущи неоднородность и непоследовательность. Национальная демократия со своей широкой и противоречивой социальной базой — закономерное явление для целого исторического этапа в жизни африканских стран — этапа некапиталистического развития. Попытки искусственно сократить этот этап, побыстрее преодолеть его путем коренного социального размежевания на последовательно социалистической основе сказались бы отрицательно как на социалистической перспективе, так и на текущих и в основе своей все еще общедемократических задачах национально-освободительного движения.