Интернет-книга, читайте с удовольствием!

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНСОЛИДАЦИЮ ВЛАСТИ

самом тексте выступления Мадейры Кейты находим следующее рассуждение: «Мы были вынуждены объединить все слои населения против коло­ниального режима в единой партии, которая имела облик и стиль национального фронта. Сейчас наша проблема заключается в том, чтобы увидеть, как нацио­нальный фронт может трансформироваться в подлинную силу авангарда после всех расколов, когда мы вынуж­дены были оставить попутчиков первого часа; как пар­тия, которая самоочищается, сможет сохранить связи с массами и действительно стать авангардом, способным в рамках массовой борьбы и народной демократической диктатуры построить социализм в нашей стране». Таким образом, в понятие «партия авангар­да», очевидно, вкладывается двоякий смысл. С одной стороны, это классовая партия трудящихся, руководст­вующаяся идеологией марксизма-ленинизма. Такая партия отвергается. Но с другой стороны, ей противо­поставляется авангард, сохраняющий верность социали­стическим целям и перспективам в рамках признания классовой борьбы и диктатуры народа, но строящийся в основном не на классовой, а на общедемократической, антиимпериалистической основе, т. е. авангард, стоящий на классовых позициях национальной демократии.

Понятие, заимствованное из научного социализма, оказалось наполненным новым содержанием, Этот пример показывает, между прочим, как опасно, руководст­вуясь терминологическим сходством, повторением отдель­ных политических конструкций, вырванных из контекста философско-социальной системы, делать выводы о пере­ходе национальной демократии на позиции социализма. В понимании партии авангарда в настоящее время между научным социализмом и национальной демокра­тией есть противоречия. С точки зрения марксизма-ленинизма только марксистская партия способна постро­ить социализм. Но поскольку перед африканскими странами не стоит еще задача непосредственного осу­ществления социалистической революции, то это теоре­тическое расхождение нельзя в интересах единства превращать в камень преткновения. Если же исходить из реальных целей сегодняшнего африканского нацио­нально-освободительного движения, то естественно, что применительно к этим задачам марксисты понимают партию авангарда не так, как они понимали ее приме­нительно к эпохе подготовки и проведения социалисти­ческой революции в ряде стран Европы и Азии, т. е. не как марксистско-ленинскую партию.

В манифесте египетских коммунистов в связи с их решением вступить в Арабский социалистический союз говорилось: «Египетская коммунистическая партия счи­тает, что египетский путь к социализму требует объеди­нения всех революционных сил, желающих построить социализм, в одной партии революционного авангарда. Это не будет коммунистическая партия. В ряде стран ставится вопрос о партии революционного авангарда, которая не соответствовала бы классической структуре коммунистической партии». Из этого ясно, что африканские марксисты вовсе не отождествляют суще­ствующую или создаваемую партию авангарда, ведущую свою страну по некапиталистическому пути, с коммуни­стической партией, и в этом смысле у них нет расхож­дений с национальной демократией.

Вопрос о партии авангарда тесно связан с более широкими проблемами перспектив развития по некапи­талистическому пути.

В представлениях о политическом авангарде в Афри­ке сегодняшнего дня как о передовой классовой партии, опирающейся на марксистско-ленинскую теорию, видно стремление рассматривать развитие африканских стран по аналогии с опытом народов Средней Азии, Казахста­на, Киргизии, Северного Кавказа, которые пришли к социализму, минуя капитализм. Однако современная идея некапиталистического развития рассчитана на стра­ны, где нет пока предпосылок для такого варианта движения к социализму. Она исходит из возможности проделать определенные подготовительные шаги к со­циализму без гегемонии пролетариата и руководства марксистско-ленинской партии, при революционно-демократическом руководстве, которому внутренне при­сущи неоднородность и непоследовательность. Национальная демократия со своей широкой и про­тиворечивой социальной базой — закономерное явление для целого исторического этапа в жизни африканских стран — этапа некапиталистического развития. Попытки искусственно сократить этот этап, побыстрее преодолеть его путем коренного социального размежевания на по­следовательно социалистической основе сказались бы отрицательно как на социалистической перспективе, так и на текущих и в основе своей все еще общедемократи­ческих задачах национально-освободительного движения.

Оглавление