Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНСОЛИДАЦИЮ ВЛАСТИ
Для национальных демократов характерно признание руководящей роли партии. Так, Алжирская хартия в качестве одного из основных принципов провозглашает главенство ФНО как политического авангарда революции. Идея верховенства партий энергично проводилась национальными демократами Гвинеи, Мали и других стран. Противоположную позицию заняли лидеры Берега Слоновой Кости, заявившие, что партия должна быть орудием правительства. В ряде стран (Сенегал, Тунис и др.) вопрос о главенстве в отношениях между партией и государством и в этой связи о руководящей роли партии во всей общественно-политической жизни «поставлен в качестве проблемы политической
Признание руководящей роли партии как политического авангарда, тесно связанного с народными массами и определяющего перспективы развития, постепенно становится отличительной чертой национальной демократии. Но соотношение партии и государства не исчерпывается проблемой верховенства. Возникает вопрос об их месте в общественно-политической жизни, об особой роли каждого из них в политической организации общества. В этом плане соотношение партии и государства толкуется многими африканскими идеологами своеобразно. По существу, традиционные различия между партией как общественной организацией и государством не проводятся. К. Нкрума однажды заявил: «Партия — это государство, а государство — это партия». Происходит отождествление партии и государства характеризующее стремление африканских идеологов к максимальной консолидации власти и типичное не только для национальных демократов, но и для некоторых политических деятелей с буржуазно-реформистскими тенденциями. В вышеприведенном заявлении лидеров Берега Слоновой Кости о том, что партия является орудием правительства, по существу та же методологическая база — отсутствие дифференциации между партией и государством. Разница здесь лишь в том, кому именно должно принадлежать верховенство, но в обоих случаях вопрос решается путем своего рода огосударствления партии.
Некоторые национальные демократы весьма последовательно проводят такую линию. Партия провозглашается властью в государстве, а государственный аппарат — ее составной и подчиненной частью. Дж. Ньерере заявил что «правительство и Национальная ассамблея являются всего лишь органами ТАНУ». Покойный президент Г. А. Насер рассматривал сессию Национального конгресса Арабского социалистического союза как «высшую политическую власть в государстве». Он говорил: «Мы хотим, чтобы конгресс вырабатывал политику и определял политическую линию по важнейшим вопросам, передавал свои решения Центральному комитету для превращения их в директивы, которых бы придерживалось правительство и которые затем, когда это было бы сочтено необходимым, превращались Национальной ассамблеей в законы».
Мысль, разделяемая многими политическими деятелями стран, избравших некапиталистический путь, нашла своеобразное развитие в высказываниях президента Гвинеи А. Секу Туре. Он выдвигает идеи о своего рода разделении властей, причем речь идет не о законодательной, исполнительной и судебной властях, как в классических концепциях, заложенных Локком. и Монтескье, а о власти «политической» и «административной», не о системе противовесов, а о полном единстве власти приналичии технического разделения труда. «Политическая власть» принадлежит партии, «административная» — государству. «Административная деятельность, — пишет Секу Туре, — подчинена контролю и руководству ДПГ, потому что правительство—только орган проведения линии, определенной партией, в административной сфере».
Такое понимание соотношения партии и государства едва ли следует относить к сильным и перспективным сторонам идейной платформы национальной демократии. Оно исходит иногда не столько из социалистической перспективы, сколько из, абсолютизации некоторых, практически сложившихся методов партийно-государственного строительства, общих для многих направлений. В нем нет ничего принципиально важного для платформы национальной демократии, вытекающего из ее общих идейно-теоретических концепций, из ее революционной сути и социалистической ориентации.
Правящие партии в африканских странах представляют собой весьма своеобразное явление. Членство в них исчисляется цифрами почти того же порядка, что и взрослое население соответствующих стран. Это массовые партии — фронты. С другой стороны, партийный аппарат и в организационном и в функциональном отношении сращивается с государственным. В результате специфическая роль партии в политической системе в