Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНСОЛИДАЦИЮ ВЛАСТИ
Известны случаи, когда политические лидеры, отдававшие дань близорукому, узкоэтническому национализму, отвергали консолидирующий характер однопартийной системы как фактора, противостоящего племенному сепаратизму. Бывший президент Нигерии (до 1966 г.) Н. Азикиве в речи, произнесенной в мае 1964 г., осуждая «праздные разговоры» о единой партии, выдвигал в качестве альтернативы децентрализацию политической жизни в Нигерии, своего рода, плюрализм, и видел в «трибализме, введенном в определенные каналы», силу, способную в будущем цементировать национальное единство. Эта позиция не разделяется подавляющим большинством африканских лидеров и многими объективными исследователями, да и опыт самой Нигерии не свидетельствует в ее пользу.
Президент Республики Чад Ф. Томбалбай выдвигал в качестве решающего аргумента в пользу однопартийной системы как раз то обстоятельство, что она позволяет избежать становления партикуляристских взглядов на племенном уровне. Американский исследователь П. Джоунз пишет, что в «Африке оппозиция всегда связывала себя с определенными племенами, определенными районами или определенными религиями». Империализм использует в своих интересах такой характер политической оппозиции и потому ,приветствует многопартийную систему, являющуюся питательной средой для сепаратизма этнических групп. Деятельность Чомбе служит ярчайшим примером использования многопартийной системы силами империализма и реакционного сепаратизма.
Другими традиционными для африканской политической мысли аргументами в пользу однопартийной системы является то, что она позволяет избежать распыления скудных людских и материальных ресурсов, сплотить все силы для служения нации. Наконец, однопартийная система рассматривается как наследница единого национального фронта.
Таковы практические соображения африканских политиков в пользу однопартийной системы, приведшие к тому, что вопреки усилиям буржуазной пропаганды она прочно ассоциировалась в представлении африканцев с социальным прогрессом. Эти вполне реальные соображения в ходе их осмысления, естественно, обросли и теоретическими постулатами, сводящимися в основном к тому, что однопартийная система является воплощением африканских политических традиций и что многопартийная система, в основе которой лежат классовые антагонизмы, не имеет никакой почвы в африканском обществе с его «национальным единством» или единством прогрессивных революционных сил и т. п. Эти противоречивые теоретические положения свидетельствуют о том, что и идея однопартийной системы представляет арену борьбы прогресса и консерватизма, причем приверженцы последнего могут найти опору в социологических обоснованиях подобного рода.
Идеологи некапиталистического развития, говоря о преимуществах однопартийной системы, связывают проблему с классовым, политическим курсом государства. В самом деле, однопартийная система —всего лишь форма, наполняемая различным содержанием в зависимости от классового характера и политической направленности власти. Идеологи некапиталистического развития приветствуют однопартийную систему как средство укрепления революционных тенденций, средство борьбы с реакцией и империализмом, но в то же время прекрасно понимают, как опасна однопартийная система, когда она становится орудием реакции и неоколониализма.
По мнению К. Нкрумы, однопартийная система оправдана там, где у власти находится «экстремистское крыло национально-освободительного движения, для которого политические свободы являются ключом к социальной реконструкции и созданию социалистического общества». Если же к власти приходят «умеренные» из образованных и аристократических классов и это приводит к становлению неоколониалистского режима, тогда, полагает К. Нкрума, «должна быть создана вторая партия, чтобы довести национальное движение освобождения до полной победы».
Диалектическая оценка однопартийной системы, намеченная в этих высказываниях К. Нкрумы, получила значительное и более конкретизированное развитие у лидера кенийских национальных демократов О. Одинги, отстаивающего право на политическую оппозицию в Кении и осуждающего стремление правящих кругов к установлению однопартийного режима. «Гораздо более важно не то, сколько в стране партий —одна, две или три, а политика, которую проводят правящие круги,— говорит О. Одинга. — Если бы мы могли прийти к согласию о такой политике, которую поддерживает население, не было бы необходимости сохранять две партии. Но когда существует клика, намеренная проводить политику, от которой народ давно уже отказался, тогда должна быть еще одна партия, чтобы предложить другую политику».