Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНСОЛИДАЦИЮ ВЛАСТИ
Но формирование такой партии требует принципиального изменения социальной базы национальной демократии, принятия научного социализма как стройной системы взглядов и заимствования организационных принципов марксистской партии. На сегодняшний день этот процесс представляется недостаточно подготовленным ходом, освободительного движения. Более практичным на современном этапе является выдвижение на первый план организационных принципов передовой партии и успешное применение их на классовой базе национальной демократии. Это укрепит прогрессивные режимы, превратит правящие партии в действенные организации политического авангарда, сильные своей связью с массами, еще до того как созреют условия для коренного с точки зрения принципов социализма изменения их идейной и классовой основы.
Одним из решающих направлений борьбы за стабилизацию и укрепление власти в новых африканских государствах является борьба за национальное единство в территориальном плане. Идеологи некапиталистического развития уделяют очень большое внимание преодолению племенных перегородок, искоренению сепаратистских тенденций вождей племен, распространению в массах понятия о единой нации, объединяющей различные племена, независимо от их религиозных различий , и узкоместных интересов.
X. Бумедьен призывает всех борцов партии авангарда покончить с политикой кланов и регионализма. При этом учитывается многообразие форм, в которых проявляются сепаратистские тенденции. «Трибализм колониальной эры сменяется регионализмом национальной фазы с его институционным выражением— федерализмом», — писал Ф. Фанон. Особое значение эта проблема имеет в Тропической Африке. Борьба с сепаратистскими тенденциями, как почти любое явление политической жизни молодых африканских стран, имеет теснейшую связь с проблемой ликвидации колониализма и его последствий. То, что противники социальных преобразований связывают свои интересы с сепаратистами, то, что империалисты стремятся использовать племенную рознь и оказывают сепаратистам поддержку, иными словами, связь сепаратизма с империализмом и внутренней реакцией, очевидно для идеологов некапиталистического развития.
А..Секу Туре отмечает, что активизация сепаратизма обусловлена «подстрекательством сил колониализма, которые поняли, какую опасность представляют единство и согласованные действия всех африканцев для их привилегий».
Любопытный образец поддержки трибализма с крайне консервативных, колониалистских позиций представляет собою статья португальского юриста Дж. М. ДаСильва Кунья «Политические аспекты новой Африки». Автор считает освободительную борьбу африканских народов не национальным, а антинациональным движением, поскольку оно, как правило, ведется в границах колониальных территорий, а не на основе племен.
реальных этнических единиц, требующих самоопределения. Наций нет, рассуждает Да Сильва Кунья, максимальное приближение к ним —племена, именно через них должно реализоваться право наций на самоопределение. Лидеры, выступающие от имени нации, по мнению португальского профессора, прибегают к мистификации, ибо стоят на явно антинациональных позициях, поскольку выступают против трибализма. И наоборот, португальские колониальные власти, блокирующиеся с реакционной верхушкой племен, выступают как защитники суверенитета африканских народов.
Грубая фальсификация португальского профессора основана на игнорировании процесса складывания наций, имеющего первостепенное значение для развивающихся стран. Процесс же этот всегда предполагает известную ассимиляцию, слияние, переплавку этнических элементов, нередко протекающую в форме борьбы между ними, как это было и в Европе в период формирования буржуазных наций. Замыкание экономической и политической жизни в рамках племен, ее подчинение племенным интересам несовместимы с прогрессом и деятельностью современного государства. Образование современных государств, обгоняющее складывание наций, вовсе не означает подавления племен и народностей, но оно, безусловно, требует отказа от замкнутости, от сознания исключительности, первенства племенных интересов, чтобы параллельно с развитием племен и народностей создавались, условия для складывания наций.
Идеологи африканского национализма в отличие от защитников колониальных режимов, маскирующихся демократическими принципами, не сводят проблемы национального суверенитета к самоопределению племен.. Они понимают двойственный характер этой проблемы, включающей наряду с развитием племен более широкую национальную консолидацию. Более того, они учитывают связь самоопределения с интересами освободительной, антиимпериалистической борьбы и именно поэтому считают консолидацию в рамках единого государства первоочередной задачей и гарантией национального развития»,