Интернет-книга, читайте с удовольствием!

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНСОЛИДАЦИЮ ВЛАСТИ

тогда как абсолютизация племенных связей спо­собна привести лишь к загниванию и неоколониалист­скому попранию прав африканских народов.

В такой оценке трибализма и его отношения к национальному суверенитету едины представители разных направлений африканской политической мысли, сохра­няющие верность антиимпериалистическим традициям. Еще Дж. Пэдмор подчеркивал, что «трибализм несом­ненно является величайшим препятствием на пути со­здания современного демократического государства и интегрированной нации из маленьких районных единиц, населенных отсталым народом, все еще находящимся под влиянием традиционных властей». Пре­зидент Республики Чад Ф. Томбалбай говорит о необ­ходимости избежать «партикуляристской идеологии на уровне народностей... в момент, когда необходимо пре­одолеть рамки народностей, чтобы выковать нацию». В 1963 г. Дж. Кениата заявил: «Автоно­мии и расколу нет места. Подобные разговоры беспред­метны и ни к чему не приведут. На каком основании кто-либо будет лишать различные племена права стать частью новой кенийской нации? Почему кто-то должен пытаться не признавать за этими племенами право вно­сить свой вклад в решение насущной задачи создания новой нации? Я уверен, что народ вскоре спросит об этом своих руководителей, и не сомневаюсь, что он от­вергнет мелкое и негативное руководство».

Мнение многих африканских лидеров сводится к тому, что принцип самоопределения не может быть использован во вред национальному единству, что суве­ренитет должен осуществляться в рамках укрепления сил национально-освободительного движения. Эта по­следовательно антиимпериалистическая позиция нашла яркое выражение во время гражданской войны в Ниге­рии. Большинство руководителей африканских госу­дарств отказались признать отделение Биафры, отверг­нув тем самым сепаратистский раскольнический метод самоопределения. М. Кейта заявил тогда, что отделение Биафры как проявление сепаратизма на племенной основе «не заслуживает поддержки, ибо это создало бы прецедент, опасный для политического единства каж­дой страны». Позиция африканских стран была проникнута сознательным политическим под­ходом к проблеме самоопределения вопреки тем абст­рактным понятиям суверенитета и гуманизма вне рамок антиимпериалистической борьбы, которые навязывались западными державами, поощряющими сепаратизм.

Президент Либерии У. Табмен прямо заявил, что его правительство «не может признать Биафру просто на гуманистической основе, ибо признание является поли­тическим актом, который должен осуществляться в соот­ветствии с международным правом».

Борьба с сепаратистскими устремлениями вождей: племен, с проявлениями трибализма в политике означает утверждение политического единства нации, безус­ловное подчинение всей территории государства цент­ральной власти, верховенство центра над районами, обладающими племенным или религиозным своеобрази­ем. Правовой аспект борьбы с сепаратизмом — это упразднение местного права, местных трибуналов, утверждение единого национального права и равенства всех перед законом.

Острый характер проблемы единства государства и обеспечения централизации власти приводит ряд афри­канских идеологов к выводу, что для развивающихся стран предпочтительна унитарная форма государства.

Оглавление