Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНСОЛИДАЦИЮ ВЛАСТИ
тогда как абсолютизация племенных связей способна привести лишь к загниванию и неоколониалистскому попранию прав африканских народов.
В такой оценке трибализма и его отношения к национальному суверенитету едины представители разных направлений африканской политической мысли, сохраняющие верность антиимпериалистическим традициям. Еще Дж. Пэдмор подчеркивал, что «трибализм несомненно является величайшим препятствием на пути создания современного демократического государства и интегрированной нации из маленьких районных единиц, населенных отсталым народом, все еще находящимся под влиянием традиционных властей». Президент Республики Чад Ф. Томбалбай говорит о необходимости избежать «партикуляристской идеологии на уровне народностей... в момент, когда необходимо преодолеть рамки народностей, чтобы выковать нацию». В 1963 г. Дж. Кениата заявил: «Автономии и расколу нет места. Подобные разговоры беспредметны и ни к чему не приведут. На каком основании кто-либо будет лишать различные племена права стать частью новой кенийской нации? Почему кто-то должен пытаться не признавать за этими племенами право вносить свой вклад в решение насущной задачи создания новой нации? Я уверен, что народ вскоре спросит об этом своих руководителей, и не сомневаюсь, что он отвергнет мелкое и негативное руководство».
Мнение многих африканских лидеров сводится к тому, что принцип самоопределения не может быть использован во вред национальному единству, что суверенитет должен осуществляться в рамках укрепления сил национально-освободительного движения. Эта последовательно антиимпериалистическая позиция нашла яркое выражение во время гражданской войны в Нигерии. Большинство руководителей африканских государств отказались признать отделение Биафры, отвергнув тем самым сепаратистский раскольнический метод самоопределения. М. Кейта заявил тогда, что отделение Биафры как проявление сепаратизма на племенной основе «не заслуживает поддержки, ибо это создало бы прецедент, опасный для политического единства каждой страны». Позиция африканских стран была проникнута сознательным политическим подходом к проблеме самоопределения вопреки тем абстрактным понятиям суверенитета и гуманизма вне рамок антиимпериалистической борьбы, которые навязывались западными державами, поощряющими сепаратизм.
Президент Либерии У. Табмен прямо заявил, что его правительство «не может признать Биафру просто на гуманистической основе, ибо признание является политическим актом, который должен осуществляться в соответствии с международным правом».
Борьба с сепаратистскими устремлениями вождей: племен, с проявлениями трибализма в политике означает утверждение политического единства нации, безусловное подчинение всей территории государства центральной власти, верховенство центра над районами, обладающими племенным или религиозным своеобразием. Правовой аспект борьбы с сепаратизмом — это упразднение местного права, местных трибуналов, утверждение единого национального права и равенства всех перед законом.
Острый характер проблемы единства государства и обеспечения централизации власти приводит ряд африканских идеологов к выводу, что для развивающихся стран предпочтительна унитарная форма государства.