Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНСОЛИДАЦИЮ ВЛАСТИ
В условиях непрекращающейся борьбы с колониализмом и неоколониализмом, угрозы национальному единству, создаваемой соперничеством племен и классовой дифференциацией, в условиях неподготовленности масс к политической жизни, неосведомленности их о формах и методах политической борьбы исключительную остроту приобретает проблема сплочения передовых сил нации во имя защиты национально-демократических государств. Отсюда чрезвычайная важность консолидации, укрепления государственной власти, практика осуществления которых уже привела к выработке определенных политических принципов.
К числу этих принципов следует отнести сильную президентскую власть, однопартийную систему при особой роли партии, укрепление централизма, включающее борьбу с трибализмом и другие аспекты.
Эти принципы присущи не одной только национальной демократии, но в той или иной форме всем молодым африканским государствам. Однако осуществляются они на разной социально-политической основе. Национальная демократия способна наполнить эти принципы революционным содержанием.
А. Секу Туре отмечает, что гвинейская конституция «придает исполнительной власти централизующий характер, подчеркиваемый президентским режимом». Идее «сильной демократии» отвечает соединение в должности президента функций главы государства и главы правительства, а также двойная ответственность президента как по линии государственной, так и по линии партийной, ибо он является также руководителем правящей партии. Такое положение президента характерно для стран Тропической Африки. В Арабской Африке глава государства также располагает обширными полномочиями, хотя и не всегда отождествляет в одном лице главу государства, правительства
и партии.
На положении президента сказалась «персонализация власти», типичная для африканской политической мысли и практики. Президент наделен большими и всесторонними полномочиями не только как конституционный глава государства и правительства, но и как признанный лидер нации, вождь освободительного движения, во многом определяющий дальнейший курс развития страны. Роль президента выходит за рамки конституции. Исследователь политических проблем арабского мира Хишам Шараби определяет «персонифицированное руководство» как такое руководство, которое «дополнительно к обычным должностным полномочиям (президента, премьер-министра) пользуется еще и надзаконной властью, вытекающей из однопартийной системы и прямой поддержки масс». В президенте сливаются авторитет власти и авторитет личности, щедро наделяемой атрибутами верховенства, в которых представления о современном политическом лидере тесно переплетаются с традиционными, вытекающими из религиозных или племенных обычаев представлениями о вожде. Президент не только высшее должностное лицо, но и олицетворение нации, ее достижений и идеалов.
В арабской политической мысли такого рода мессианские идеи получили широкое распространение еще на заре арабского национализма. Так, один из зачинателей египетского национализма, шейх Мухаммед Абдо, говоря о необходимости примерно пятнадцатилетнего периода моральных, образовательных, общественных реформ, прежде чем возможно установление демократического режима, подчеркивал, что для этого стране нужен «руководитель, способный навязать свои благотворные взгляды обществу, которое не понимает своего собственного блага, руководитель просвещенный, справедливый, бдительный, руководитель, который окружил бы себя надежными помощниками».
В политической мысли стран Тропической Африки распространены те же мотивы. Л. Диакате (Сенегал) писал: «Динамический мистицизм — вот слово, которое мы ищем. В первоначальной организации нашего общества власть руководителя проистекала из динамического мистицизма, который превращал руководителя в воплощение своего народа и придавал его словам и жестам значение действий, ибо руководитель символизировал и временное и вечное».
В не менее сильных выражениях развивает ту же мысль Л. Сенгор: «Президент олицетворяет нацию, как некогда монарх „свой» народ. Массы не обманываются, когда говорят о „царствовании» Модибо Кейта, Секу Туре или Уфуэ-Буаньи, в которых они видят прежде всего избранников бога через посредничество народа».
В политической литературе стран Тропической Африки можно встретить указание на то, что наличие во главе государства народного лидера, сознающего свою ответственность, лишает становление классовых антагонизмов характера неизбежности, что пребывание у руля партии, государства и революции «ясновидящего» лидера,