Интернет-книга, читайте с удовольствием!

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНСОЛИДАЦИЮ ВЛАСТИ

В условиях непрекращающейся борьбы с колониа­лизмом и неоколониализмом, угрозы национальному единству, создаваемой соперничеством племен и клас­совой дифференциацией, в условиях неподготовленности масс к политической жизни, неосведомленности их о формах и методах политической борьбы исключитель­ную остроту приобретает проблема сплочения передо­вых сил нации во имя защиты национально-демократи­ческих государств. Отсюда чрезвычайная важность кон­солидации, укрепления государственной власти, практика осуществления которых уже привела к выработке определенных политических принципов.

К числу этих принципов следует отнести сильную президентскую власть, однопартийную систему при осо­бой роли партии, укрепление централизма, включающее борьбу с трибализмом и другие аспекты.

Эти принципы присущи не одной только националь­ной демократии, но в той или иной форме всем моло­дым африканским государствам. Однако осуществля­ются они на разной социально-политической основе. На­циональная демократия способна наполнить эти прин­ципы революционным содержанием.

А. Секу Туре отмечает, что гвинейская конституция «придает исполнительной власти централизующий ха­рактер, подчеркиваемый президентским режимом». Идее «сильной демократии» отвечает соеди­нение в должности президента функций главы государ­ства и главы правительства, а также двойная ответ­ственность президента как по линии государственной, так и по линии партийной, ибо он является также руко­водителем правящей партии. Такое положение прези­дента характерно для стран Тропической Африки. В Арабской Африке глава государства также располага­ет обширными полномочиями, хотя и не всегда отожде­ствляет в одном лице главу государства, правительства

и партии.

На положении президента сказалась «персонализация власти», типичная для африканской политической мысли и практики. Президент наде­лен большими и всесторонними полномочиями не толь­ко как конституционный глава государства и правитель­ства, но и как признанный лидер нации, вождь освобо­дительного движения, во многом определяющий даль­нейший курс развития страны. Роль президента выходит за рамки конституции. Исследователь политических проблем арабского мира Хишам Шараби определяет «персонифицированное руководство» как такое руковод­ство, которое «дополнительно к обычным должностным полномочиям (президента, премьер-министра) поль­зуется еще и надзаконной властью, вытекающей из од­нопартийной системы и прямой поддержки масс». В президенте сливаются авторитет власти и автори­тет личности, щедро наделяемой атрибутами верховен­ства, в которых представления о современном полити­ческом лидере тесно переплетаются с традиционными, вытекающими из религиозных или племенных обычаев представлениями о вожде. Президент не только высшее должностное лицо, но и олицетворение нации, ее дости­жений и идеалов.

В арабской политической мысли такого рода месси­анские идеи получили широкое распространение еще на заре арабского национализма. Так, один из зачинателей египетского национализма, шейх Мухаммед Абдо, говоря о необходимости примерно пятнадцатилетнего периода моральных, образовательных, общественных реформ, прежде чем возможно установление демократического режима, подчеркивал, что для этого стране нужен «ру­ководитель, способный навязать свои благотворные взгля­ды обществу, которое не понимает своего собственного блага, руководитель просвещенный, справедливый, бди­тельный, руководитель, который окружил бы себя на­дежными помощниками».

В политической мысли стран Тропической Африки распространены те же мотивы. Л. Диакате (Сенегал) писал: «Динамический мистицизм — вот слово, которое мы ищем. В первоначальной организации нашего обще­ства власть руководителя проистекала из динамическо­го мистицизма, который превращал руководителя в во­площение своего народа и придавал его словам и жестам значение действий, ибо руководитель символи­зировал и временное и вечное».

В не менее сильных выражениях развивает ту же мысль Л. Сенгор: «Президент олицетворяет нацию, как некогда монарх „свой» народ. Массы не обманываются, когда говорят о „царствовании» Модибо Кейта, Секу Туре или Уфуэ-Буаньи, в которых они видят прежде всего избранников бога через посредничество народа».

В политической литературе стран Тропической Аф­рики можно встретить указание на то, что наличие во главе государства народного лидера, сознающего свою ответственность, лишает становление классовых антаго­низмов характера неизбежности, что пребывание у руля партии, государства и революции «ясновидящего» лидера,

Оглавление