Интернет-книга, читайте с удовольствием!

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНСОЛИДАЦИЮ ВЛАСТИ

обеспечиваю­щим не просто контакт и известное взаимопонимание, но рабочее взаимодействие между руководством и населе­нием. Это способствовало осознанию необходимости реорганизации партий, придания им более четкой и бое­способной структуры и политической ориентации.

В Арушской декларации, одобрение которой было воспринято как укрепление национально-демократиче­ских тенденций в ТАНУ, постановка вопроса о конкрет­ных шагах в направлении к социализму, об уточнении его содержания и классовой базы сочеталась с выдви­жением задачи организационных перемен.

«Со времени основания партии, — говорится в Аруш­ской декларации—большое внимание уделялось максимальному росту ее рядов. Однако теперь Национальный исполнительный комитет чувствует, что пришло время сместить ударение с простого роста численности партии на качество ее членов. Большее внимание должно уделяться приверженности членов партии ее теории и це­лям, ее политике социализма». Таким образом, всеобщность членства в партии уже не выдви­гается в качестве основного принципа, возникает идея о сужении партийных рядов, об особой идеологической подготовке. Подобные идеи возникали в среде национальной де­мократии и раньше и приводили к частичному видоиз­менению системы массовых партий, оказавшейся недо­статочно эффективным средством политического руко­водства. В ряде стран делались попытки формирования узких партий, своего рода партий элиты. Причем подобные образования не упраздняли массовые партии, а формировались внутри «их как дополнение к ним, как этобыло в АРЕ.

В Гане ряд важных, главным образом идеологиче­ских и пропагандистских функций партии возлагались в начале 60-х годов на организацию активистов пар­тийного авангарда, о существовании которой К Нкрум.а сообщил в обращении к X съезду Народной партии кон­вента, а также на Национальную ассоциацию студентов-социалистов. Влияние этих двух организаций в первой половине 60-х годов быстро росло и не ограничивалось сферой теории и пропаганды. Эти половинчатые меры не привели, однако, к желаемым результатам, и в дни госу­дарственного переворота, приведшего к падению прави­тельства Нкрумы, внутренняя слабость НПК предстала со всей очевидностью.

Лидеры АРЕ также пришли в середине 60-х годов к выводу, что создание массового Арабского социалисти­ческого союза не исключает потребности в более узкой и действенной партии авангарда. Первоначально у ру­ководства АСС был замысел создания узкой партии пу­тем тщательного отбора и назначения сверху, что, конеч­но, было сопряжено со значительными трудностями и повышало угрозу бюрократизма. Однако критические события лета 1967 г. показали лидерам АРЕ, что толь­ко политическая активность народа способна обеспе­чить будущее революции, что важнейшая задача заклю­чается в том, чтобы политически организовать и на­править народные массы, чье в значительной мере стихийное выступление спасло в трудную минуту про­грессивный режим.

Партийное строительство, очевидно, выступало как одно из главных направлений работы. Но после про­граммной речи Насера от 30 марта 1968 г. оно уже мыслилось по-другому. В этой речи Насер заявил, что одним из недостатков организации АОС было то, что партия не была основана на свободных выборах снизу доверху. Именно путем выборов был сформирован выс­ший орган партии — Национальный конгресс АСС. Насер отказался также и от формирования ЦК АСС путем назначения. Отныне демократические принципы должны пронизывать всю работу АСС, в том числе и в усилиях по претворению в жизнь важнейшей задачи, поставлен­ной перед Национальным конгрессом АСС, — созданию политической структуры авангарда социалистического союза.

Политический опыт убеждает национальных демокра­тов, пришедших к выводу о слабости и неэффективно­сти массовых фронтов, в неприемлемости создания узких, изолированных от масс партий и подводит их к идее партии авангарда, базирующейся на последователь­но демократических принципах, сочетающей сравнитель­но узкую организацию и прочную связь с массами.

Можно полагать, что разграничение функций между партией и государством также получит со временем бо­лее широкое распространение в деятельности националь­ных демократов по реорганизации правящих партий, необходимость которой столь остро и единодушно ощу­щается. Отметим, что помимо отмеченных выше пред­

Оглавление