Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНСОЛИДАЦИЮ ВЛАСТИ
обеспечивающим не просто контакт и известное взаимопонимание, но рабочее взаимодействие между руководством и населением. Это способствовало осознанию необходимости реорганизации партий, придания им более четкой и боеспособной структуры и политической ориентации.
В Арушской декларации, одобрение которой было воспринято как укрепление национально-демократических тенденций в ТАНУ, постановка вопроса о конкретных шагах в направлении к социализму, об уточнении его содержания и классовой базы сочеталась с выдвижением задачи организационных перемен.
«Со времени основания партии, — говорится в Арушской декларации—большое внимание уделялось максимальному росту ее рядов. Однако теперь Национальный исполнительный комитет чувствует, что пришло время сместить ударение с простого роста численности партии на качество ее членов. Большее внимание должно уделяться приверженности членов партии ее теории и целям, ее политике социализма». Таким образом, всеобщность членства в партии уже не выдвигается в качестве основного принципа, возникает идея о сужении партийных рядов, об особой идеологической подготовке. Подобные идеи возникали в среде национальной демократии и раньше и приводили к частичному видоизменению системы массовых партий, оказавшейся недостаточно эффективным средством политического руководства. В ряде стран делались попытки формирования узких партий, своего рода партий элиты. Причем подобные образования не упраздняли массовые партии, а формировались внутри «их как дополнение к ним, как этобыло в АРЕ.
В Гане ряд важных, главным образом идеологических и пропагандистских функций партии возлагались в начале 60-х годов на организацию активистов партийного авангарда, о существовании которой К Нкрум.а сообщил в обращении к X съезду Народной партии конвента, а также на Национальную ассоциацию студентов-социалистов. Влияние этих двух организаций в первой половине 60-х годов быстро росло и не ограничивалось сферой теории и пропаганды. Эти половинчатые меры не привели, однако, к желаемым результатам, и в дни государственного переворота, приведшего к падению правительства Нкрумы, внутренняя слабость НПК предстала со всей очевидностью.
Лидеры АРЕ также пришли в середине 60-х годов к выводу, что создание массового Арабского социалистического союза не исключает потребности в более узкой и действенной партии авангарда. Первоначально у руководства АСС был замысел создания узкой партии путем тщательного отбора и назначения сверху, что, конечно, было сопряжено со значительными трудностями и повышало угрозу бюрократизма. Однако критические события лета 1967 г. показали лидерам АРЕ, что только политическая активность народа способна обеспечить будущее революции, что важнейшая задача заключается в том, чтобы политически организовать и направить народные массы, чье в значительной мере стихийное выступление спасло в трудную минуту прогрессивный режим.
Партийное строительство, очевидно, выступало как одно из главных направлений работы. Но после программной речи Насера от 30 марта 1968 г. оно уже мыслилось по-другому. В этой речи Насер заявил, что одним из недостатков организации АОС было то, что партия не была основана на свободных выборах снизу доверху. Именно путем выборов был сформирован высший орган партии — Национальный конгресс АСС. Насер отказался также и от формирования ЦК АСС путем назначения. Отныне демократические принципы должны пронизывать всю работу АСС, в том числе и в усилиях по претворению в жизнь важнейшей задачи, поставленной перед Национальным конгрессом АСС, — созданию политической структуры авангарда социалистического союза.
Политический опыт убеждает национальных демократов, пришедших к выводу о слабости и неэффективности массовых фронтов, в неприемлемости создания узких, изолированных от масс партий и подводит их к идее партии авангарда, базирующейся на последовательно демократических принципах, сочетающей сравнительно узкую организацию и прочную связь с массами.
Можно полагать, что разграничение функций между партией и государством также получит со временем более широкое распространение в деятельности национальных демократов по реорганизации правящих партий, необходимость которой столь остро и единодушно ощущается. Отметим, что помимо отмеченных выше пред