Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНСОЛИДАЦИЮ ВЛАСТИ
значительной мере утрачивается. Это нашло любопытное отражение в многократно нами цитированной книге Б. Онуохи, который считает, что «система массовой партии (или, возможно, еще лучше, управление, осуществляемое представителями народа, без всяких партий вообще) является отличительным признаком африканского социализма». Западные исследователи также не проходят мимо подобных тенденций в теории и практике и говорят о «партии-государстве» как типичном для ряда африканских стран явлении. Политическая система едва ли выигрывает даже в смысле прочности от утраты в известной мере партиями своего особого места. Чрезмерная массовость партий, несвойственная авангарду, чрезвычайно затрудняет идеологическую и организационную работу, приводит к организационной рыхлости, слабости. Сращивание партийного аппарата с государственным способствует развитию бюрократизма, нарушает связи с массами, таит в себе угрозу осуществлению руководства партии, ее особой роли политического авангарда, обеспечивающего социалистическое направление развития страны.
Ряд представителей национальной демократии осознают это. Лидеры ФИО Алжира, например, проводят грань между функциями государства и партии, между присущими им задачами я методами работы. «Одна из главных задач партии, — говорит X. Бумедьен, — заключается в том, чтобы помочь созданию государства. Ибо, если рядом с партией не существует государства, идущего той же дорогой, партия превращается в бюрократический аппарат, играющий роль, предназначенную государству». Безусловно, речь идет не об отрицании руководящей роли партии, а о поисках лучших форм и методов осуществления правящими партиями их миссии. В процессе этих поисков, носящих характер важных организационных и структурных преобразований, возможно, многие национальные демократы с течением времени изменят свои представления о взаимоотношениях между партией и государством, являющиеся отражением начального этапа партийно-государственного строительства, для которого по ряду объективных причин была типична недостаточно четкая институционализация политической жизни, слабая ее дифференциация.
В настоящее время, видимо, можно с полным основанием говорить, если не о новом этапе, то во всяком случае о новых тенденциях в партийном строительстве. «Битва за реорганизацию партии — одна из самых важных из тех, в которые вступала революция, так как непрерывность революции в значительной степени зависит от успеха этой битвы», — говорит X. Бумедьен. Это заявление можно считать верным не только для Алжира, но и для всех государств, встающих на некапиталистический путь.
Каково же направление этой битвы, каковы принципы и цели реорганизации правящих партий? В теоретическом плане эти вопросы были решены в Алжирской хартии, хотя практика АНДР, как отмечают сегодняшние алжирские руководители, в значительной мере уклонилась от предначертаний Хартии. «Фронт национального освобождения, — записано в Хартии, — не должен быть ни массовой партией (формула, которая представляет опасность растворения ответственности, отрицательного влияния представителей мелкой буржуазии на другие слои населения), ни партией элиты, состоящей из интеллектуалов и профессиональных политиков, оторванных от народа и от реальности. Он должен быть партией авангарда, глубоко связанной с массами, черпающей все свои силы из этой связи, движимой императивами социалистической революции и непримиримостью по отношению к ее врагам». В этих словах определены все возможные для африканских стран направления партийного строительства (массовая партия, партия элиты, партия авангарда); делается выбор (партия авангарда), к которому разными и не всегда прямыми путями приходят многие национальные демократы и который в значительной мере подсказан опытом международного коммунистического и рабочего движения.
Массовые партии в одних странах возникли как закономерный результат общенародного и по содержанию и по формам своим антиимпериалистического движения, как наследницы единого фронта, в других, например, в АРЕ, были созданы уже после завоевания независимости силами, осуществившими революционный государственный переворот и сознававшими острую потребность в установлении связей с массами. Такие партии оказались способны мобилизовать народ на решительную борьбу с колониализмом, заинтересовать его в социальных преобразованиях, но вскоре они обнаружили и известную ограниченность своих возможностей. Охватывая почти все взрослое население, они не смогли в ряде стран стать стержнем политической системы, организующим ее, придающим ей форму,