Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНСОЛИДАЦИЮ ВЛАСТИ
привести к изменению того отношения масс к лицам и идеологии, которое Б. Онуоха считает типичным для африканцев.
* * *
Одна из центральных и подвергаемых наиболее острой критике в буржуазной печати проблем политической организации в странах Африки — однопартийная система, распространенная значительно шире, чем это признается. Ряд африканских государств формально не отказались от многопартийной системы. Дж. Кениата заверяет соотечественников, что его правительство не превратит Кению в однопартийное государство, но практически она является таковым после запрещения партии Союз народа Кении. Покойный президент Либерии Табмэн заявлял, что либерийцы никогда не согласятся на установление законодательным путем однопартийной системы, и приглашал любую группу, способную повести за собой 300 избирателей, сформировать оппозицию. Однако на деле вся полнота политической власти, все возможности оказывать влияние на ход государственных дел сконцентрированы в руках правящей партии.
Такая ситуация приводит к выработке каких-то компромиссных теоретических схем, которые позволили бы примирить формальное допущение политического плюрализма с практикой, по существу близкой к однопартийным режимам. Наиболее ярким примером служит концепция доминирующей партии, разработанная идеологами правящей партии Сенегала. Ими выдвинут лозунг «демократического плюрализма при наличии доминирующей партии», позволяющий отмежеваться от однопартийной системы и упрекнуть ее в том, что она чревата угрозой склероза и произвола правящей клики. Л. Сенгор противопоставляет единой партии объединенную, доминирующую партию. Разница, с его точки зрения, состоит в том, что единая партия будто бы неизбежно превращается в кадровую, замкнутую и исключает оппозицию, тогда как объединенная доминирующая партия является партией масс, выразительницей национального духа, она не исключает оппозицию, а стремится привлечь ее на свою сторону, избегая при этом насилия.
В том же плане проводит грань между двумя понятиями Габриель д'Арбусье. «Разница между доминирующей и единой партиями заключается в том, — говорит он, — что единая партия невелика в сравнении с численностью населения страны, но господствует над всей ее жизнью, тогда как доминирующая партия включает большую часть населения, но подчиняется тому порядку, который народ как целое установил для себя в качестве конституции».
Выделение доминирующей партии по тому принципу, что она является массовой, тогда как единые партии — кадровые, беспочвенно. Массовость партии — характерная черта и африканских последовательно однопартийных режимов. Что же касается отношения к оппозиции, законности, насилию, то и в данном случае признаки, выдвигаемые сенегальскими идеологами, не находят подтверждения в реальной политической жизни этой страны. Поэтому даже буржуазные исследователи, которым дорого всякое, хотя бы и декларативное проявление симпатии к политическому плюрализму, подчеркивают, насколько трудно определить, где начинается трансформация политической системы с. доминирующей партией в однопартийный режим, ставший типичным для многих африканских стран. Идея доминирующей партии выступает не как отклонение от общих тенденций африканской политической жизни, а, скорее, как своеобразное, не во всем последовательное их выражение, не порвавшее полностью в идейном плане с традиционными представлениями западной демократии.
Для сторонников буржуазной демократии однопартийная система служит синонимом тоталитаризма или авторитаризма. В основе африканской Политической концепции — отрицание этого тезиса. На Африканском континенте многопартийная система не может служить признаком демократии, ибо самые антидемократические режимы ЮАР, Родезии, Республики Заир времен правления Чомбе прекрасно уживались и уживаются с плюрализмом политических партий. Дж, Кениата подчеркивает, что установление однопартийной системы не было следствием априорных теоретических соображений, что практика обгоняла теорию, что ряд практических обстоятельств сделал однопартийную систему необходимой. Эти обстоятельства, которыми могут пренебрегать люди, подходящие к проблеме демократии абстрактно, но которые тем не менее для африканских политиков являются весьма императивными, могут быть суммированы, исходя из высказываний африканских деятелей, следующим образом.
Некоторые африканские государства находятся в положении, почти аналогичном состоянию войны и национального становления. В этих условиях многопартийная система чревата борьбой за власть и внутренними раздорами, благоприятную почву для которых создает трибализм.