Интернет-книга, читайте с удовольствием!

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНСОЛИДАЦИЮ ВЛАСТИ

И далее: «Я уверен, что даже при двухпартийной системе, если в стране проис­ходит демократизация, правительство, находящееся у власти, занимает более твердое положение, чем прави­тельства стран с однопартийной системой, где дикта­торская власть становится обычным явлением».

Отсюда вполне закономерно внимание, которое уде­ляет О. Одинга мерам, способным обеспечить демокра­тизм однопартийной системы. В автобиографии он пи­шет: «Однопартийное правительство могло бы быть демократическим только в том случае, если бы народ­ные массы привлекались к формированию политики на всех уровнях, к управлению партией, если бы важ­ные национальные проблемы обсуждались, в партийных организациях, на публичных митингах, на конференциях, если бы была тщательно обдумана роль партии по отношению к администрации, так чтобы чиновники, воспитанные в колониальных традициях, не могли в повсе­дневной работе извратить лучшие планы, выдвинутые политическими лидерами».

Как лидер движения, находящегося в оппозиции и видящего в сохранении многопартийной системы широкие возможности политической агитации, О. Одинга дал здравую оценку однопартийного режима, учитывающую всю его противоречивость. Красной нитью через эту оценку проходит мысль о том, что однопартийная си­стема не является самоцелью и ни при каких условиях не должна превращаться в препятствие для формиро­вания и политической активности революционных сил. Приходится констатировать, что для некоторых представителей национальной демократии, стоящих у власти во главе однопартийных режимов, характерны отступ­ления от этой диалектической оценки, известная абсо­лютизация самого принципа однопартийное, забвение той четкой революционной, классово-политической ори­ентации, которая в конечном счете служит единствен­ным его оправданием. Революционное значение пере­довых однопартийных режимов состоит в том, что они направлены против сил реакции и империализма; это качество утрачивается, как только однопартийность превращается в препятствие для консолидации после­довательно революционных сил, поддерживающих на­циональную демократию, но не разделяющих полностью ее идейной платформы.

Вопрос этот приобретает остроту в связи с отношени­ем африканских национальных демократов к коммуни­стическому движению в своих странах, к марксистско-ленинским группам и партиям. Национальные демокра­ты идут на ослабление антиимпериалистического фрон­та в той мере, в какой они не создают условий для по­литического самоопределения трудящихся, и в первую очередь рабочего класса, являющегося самым последо­вательным и надежным борцом за национальную неза­висимость и социальный прогресс. Условия же эти не­одинаковы в разных странах.

В одних случаях уровень политического самосознания трудящихся таков, что вполне приемлемой органи­зационной формой его развития является национально-демократический фронт, в который входят коммунисти­ческие партии, в других случаях возникающие марксистско-ленинские группы, еще не получившие большого распространения и не достигшие организационной са­мостоятельности, могут какое-то время, не ставя под угрозу своего будущего, действовать в рамках нацио­нальной демократии. Но совершенно очевидно, что ор­ганизационная самостоятельность марксистско-ленин­ских партий создает наилучшие условия для их разви­тия, для укрепления роли рабочего движения и придания ему сознательного и последовательно револю­ционного характера.

Во многих африканских странах самостоятельные марксистско-ленинские партии давно уже возникли и за­явили о своей поддержке революционной программы на­циональной демократии.

Преследования коммунистов, имевшие место в ряде стран, в частности в Судане, подрывают антиимпери­алистическое единство и ставят под сомнение социалис­тические идеалы национальной демократии. Нельзя быть последовательным национальным демократом и высту­пать против коммунистов.

Передовые политические силы Африки могут найти такое решение проблемы взаимоотношений между марк­систами и национальными демократами, которое способ­ствовало бы их сотрудничеству в условиях непрерывного укрепления революционных научно-социалистических тен­денций, повышения роли трудящихся масс, рабочего класса и их политического авангарда в лице марксист­ско-ленинских партий.

Африканские идеологи уделяют большое внимание вопросу о взаимоотношении правящей партии и прави­тельства, их месте в политической системе государств, недавно завоевавших независимость. Всеми признается теснейшая связь между «ими. Что же касается характе­ра взаимоотношений, то они нередко толкуются по-раз­ному.

Оглавление