Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КОНСОЛИДАЦИЮ ВЛАСТИ
И далее: «Я уверен, что даже при двухпартийной системе, если в стране происходит демократизация, правительство, находящееся у власти, занимает более твердое положение, чем правительства стран с однопартийной системой, где диктаторская власть становится обычным явлением».
Отсюда вполне закономерно внимание, которое уделяет О. Одинга мерам, способным обеспечить демократизм однопартийной системы. В автобиографии он пишет: «Однопартийное правительство могло бы быть демократическим только в том случае, если бы народные массы привлекались к формированию политики на всех уровнях, к управлению партией, если бы важные национальные проблемы обсуждались, в партийных организациях, на публичных митингах, на конференциях, если бы была тщательно обдумана роль партии по отношению к администрации, так чтобы чиновники, воспитанные в колониальных традициях, не могли в повседневной работе извратить лучшие планы, выдвинутые политическими лидерами».
Как лидер движения, находящегося в оппозиции и видящего в сохранении многопартийной системы широкие возможности политической агитации, О. Одинга дал здравую оценку однопартийного режима, учитывающую всю его противоречивость. Красной нитью через эту оценку проходит мысль о том, что однопартийная система не является самоцелью и ни при каких условиях не должна превращаться в препятствие для формирования и политической активности революционных сил. Приходится констатировать, что для некоторых представителей национальной демократии, стоящих у власти во главе однопартийных режимов, характерны отступления от этой диалектической оценки, известная абсолютизация самого принципа однопартийное, забвение той четкой революционной, классово-политической ориентации, которая в конечном счете служит единственным его оправданием. Революционное значение передовых однопартийных режимов состоит в том, что они направлены против сил реакции и империализма; это качество утрачивается, как только однопартийность превращается в препятствие для консолидации последовательно революционных сил, поддерживающих национальную демократию, но не разделяющих полностью ее идейной платформы.
Вопрос этот приобретает остроту в связи с отношением африканских национальных демократов к коммунистическому движению в своих странах, к марксистско-ленинским группам и партиям. Национальные демократы идут на ослабление антиимпериалистического фронта в той мере, в какой они не создают условий для политического самоопределения трудящихся, и в первую очередь рабочего класса, являющегося самым последовательным и надежным борцом за национальную независимость и социальный прогресс. Условия же эти неодинаковы в разных странах.
В одних случаях уровень политического самосознания трудящихся таков, что вполне приемлемой организационной формой его развития является национально-демократический фронт, в который входят коммунистические партии, в других случаях возникающие марксистско-ленинские группы, еще не получившие большого распространения и не достигшие организационной самостоятельности, могут какое-то время, не ставя под угрозу своего будущего, действовать в рамках национальной демократии. Но совершенно очевидно, что организационная самостоятельность марксистско-ленинских партий создает наилучшие условия для их развития, для укрепления роли рабочего движения и придания ему сознательного и последовательно революционного характера.
Во многих африканских странах самостоятельные марксистско-ленинские партии давно уже возникли и заявили о своей поддержке революционной программы национальной демократии.
Преследования коммунистов, имевшие место в ряде стран, в частности в Судане, подрывают антиимпериалистическое единство и ставят под сомнение социалистические идеалы национальной демократии. Нельзя быть последовательным национальным демократом и выступать против коммунистов.
Передовые политические силы Африки могут найти такое решение проблемы взаимоотношений между марксистами и национальными демократами, которое способствовало бы их сотрудничеству в условиях непрерывного укрепления революционных научно-социалистических тенденций, повышения роли трудящихся масс, рабочего класса и их политического авангарда в лице марксистско-ленинских партий.
Африканские идеологи уделяют большое внимание вопросу о взаимоотношении правящей партии и правительства, их месте в политической системе государств, недавно завоевавших независимость. Всеми признается теснейшая связь между «ими. Что же касается характера взаимоотношений, то они нередко толкуются по-разному.