Интернет-книга, читайте с удовольствием!

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

. Бумедьен говорит о «сотрудничестве с социалистическими странами в борьбе с колониализмом и империализмом», призывает «крепить тесную дружбу с Совет­ским Союзом и другими социалистическими государствами». По отношению же к капитали­стическим странам речь идет о такой кооперации, «которая основывалась бы на уважении суверенитета». Разница двух подходов к сотрудниче­ству совершенно очевидна: применительно к социалисти­ческим странам имеется в виду бескорыстная помощь с их стороны, взаимодействие и координация усилий, на­правленных против общего врага — империализма, при­менительно к странам капитализма подразумевается не­обходимость борьбы за обеспечение равноправного сотрудничества.

Что касается национал-реформистского крыла афри­канской политической мысли, то здесь порой доминирует тяготение к сотрудничеству с капиталистическим миром. Эксплуататорский характер капиталистической помощи, серьезная опасность, которой чревато намеренное при­крепление развивающихся стран к капиталистической мировой системе хозяйства, недостаточно учитываются.

Отмеченные противоречивые тенденции сказались, конечно, и на понимании африканскими политическими деятелями принципа позитивного нейтралитета, получив­шего в Африке чрезвычайно широкое признание. Пози­тивный нейтралитет означает неучастие в блоках, но и этот принцип осуществляется на разной основе.

Национальные демократы выступают против понима­ния позитивного неприсоединения как неучастия в меж­дународных делах или как одинакового отношения к двум мировым системам. Как говорил И. Диарра, «политика позитивного нейтралитета ни в коей мере не лишает свободы действий в таких коренных для Аф­рики и для всего земного шара вопросах, как борьба с колониализмом и борьба за мир». Более того, в новых условиях национальные демократы все более ясно сознают, что позитивный нейтралитет не должен мешать дальнейшему сближению африканских государств с ми­ровой системой социализма, что подлинный позитивный нейтралитет требует в то же время ослабления влияния империалистических держав.

«Как африканский националист, — пишет О. Одинга,—я не могу терпеть, чтобы над африканским госу­дарством доминировали „Запад» или „Восток». Если неприсоединение используется для оправдания отноше­ний только с одним из этих миров, то это не неприсоеди­нение. Кения сегодня все еще принадлежит западной сфере интересов и капиталовложений. Чтобы достигнуть подлинного неприсоединения, мы должны покончить с этим преимущественно западным влиянием, и развивать отношения с Востоком».

Понимание необходимости развития и укрепления дружественных отношений со странами социализма является важным и чрезвычайно перспективным достиже­нием национальной демократии, существенной гаран­тией дальнейшего движения по некапиталистическому пути.

Наряду с общими принципами развития международ­ных отношений африканская политическая мысль уде­ляет большое внимание сотрудничеству между африкан­скими странами, проблемам африканского и арабского единства.

Как уже отмечалось, идея панафриканизма возникла на заре национально-освободительного движения на кон­тиненте, когда оно было еще не африканским в строгом смысле слова, а скорее негритянским.

В основе панафриканизма лежали лозунги о правах негров и о том, что Африкой должно распоряжаться ее коренное население («Африка для африканцев»). Идея панафриканизма связывалась со сферой расовых отно­шений (М. Гарвей), со сферой культуры (У. Дюбуа). Придание лозунгу панафриканизма отчетливо выражен­ного политического звучания, в немалой мере связанное с именем Дж. Пэдмора, привело к его превращению в идейную базу африканского национализма. Однако с пе­реходом панафриканизма на африканскую почву в конце второй мировой войны и в первые послевоенные годы, когда из него выделились территориальные отряды, ве­дущие самостоятельную борьбу, в содержании движения произошли значительные сдвиги.

Для первых идеологов движения вплоть до Пэдмора панафриканизм не ограничивался тезисом африканского единства, он был всеобъемлющей идейно-политической программой. Не случайно книга Пэдмора называлась «Панафриканизм или коммунизм». Панафриканизм включал в себя мировоззренческие и социологические концепции, проблему выбора пути и определения места Африки в современном мире. Ныне можно считать, что он лишился своих программно-мировоззренческих аспек­тов, оказавшись неубедительным в качестве перспективы социального развития.

Оглавление