Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
. Бумедьен говорит о «сотрудничестве с социалистическими странами в борьбе с колониализмом и империализмом», призывает «крепить тесную дружбу с Советским Союзом и другими социалистическими государствами». По отношению же к капиталистическим странам речь идет о такой кооперации, «которая основывалась бы на уважении суверенитета». Разница двух подходов к сотрудничеству совершенно очевидна: применительно к социалистическим странам имеется в виду бескорыстная помощь с их стороны, взаимодействие и координация усилий, направленных против общего врага — империализма, применительно к странам капитализма подразумевается необходимость борьбы за обеспечение равноправного сотрудничества.
Что касается национал-реформистского крыла африканской политической мысли, то здесь порой доминирует тяготение к сотрудничеству с капиталистическим миром. Эксплуататорский характер капиталистической помощи, серьезная опасность, которой чревато намеренное прикрепление развивающихся стран к капиталистической мировой системе хозяйства, недостаточно учитываются.
Отмеченные противоречивые тенденции сказались, конечно, и на понимании африканскими политическими деятелями принципа позитивного нейтралитета, получившего в Африке чрезвычайно широкое признание. Позитивный нейтралитет означает неучастие в блоках, но и этот принцип осуществляется на разной основе.
Национальные демократы выступают против понимания позитивного неприсоединения как неучастия в международных делах или как одинакового отношения к двум мировым системам. Как говорил И. Диарра, «политика позитивного нейтралитета ни в коей мере не лишает свободы действий в таких коренных для Африки и для всего земного шара вопросах, как борьба с колониализмом и борьба за мир». Более того, в новых условиях национальные демократы все более ясно сознают, что позитивный нейтралитет не должен мешать дальнейшему сближению африканских государств с мировой системой социализма, что подлинный позитивный нейтралитет требует в то же время ослабления влияния империалистических держав.
«Как африканский националист, — пишет О. Одинга,—я не могу терпеть, чтобы над африканским государством доминировали „Запад» или „Восток». Если неприсоединение используется для оправдания отношений только с одним из этих миров, то это не неприсоединение. Кения сегодня все еще принадлежит западной сфере интересов и капиталовложений. Чтобы достигнуть подлинного неприсоединения, мы должны покончить с этим преимущественно западным влиянием, и развивать отношения с Востоком».
Понимание необходимости развития и укрепления дружественных отношений со странами социализма является важным и чрезвычайно перспективным достижением национальной демократии, существенной гарантией дальнейшего движения по некапиталистическому пути.
Наряду с общими принципами развития международных отношений африканская политическая мысль уделяет большое внимание сотрудничеству между африканскими странами, проблемам африканского и арабского единства.
Как уже отмечалось, идея панафриканизма возникла на заре национально-освободительного движения на континенте, когда оно было еще не африканским в строгом смысле слова, а скорее негритянским.
В основе панафриканизма лежали лозунги о правах негров и о том, что Африкой должно распоряжаться ее коренное население («Африка для африканцев»). Идея панафриканизма связывалась со сферой расовых отношений (М. Гарвей), со сферой культуры (У. Дюбуа). Придание лозунгу панафриканизма отчетливо выраженного политического звучания, в немалой мере связанное с именем Дж. Пэдмора, привело к его превращению в идейную базу африканского национализма. Однако с переходом панафриканизма на африканскую почву в конце второй мировой войны и в первые послевоенные годы, когда из него выделились территориальные отряды, ведущие самостоятельную борьбу, в содержании движения произошли значительные сдвиги.
Для первых идеологов движения вплоть до Пэдмора панафриканизм не ограничивался тезисом африканского единства, он был всеобъемлющей идейно-политической программой. Не случайно книга Пэдмора называлась «Панафриканизм или коммунизм». Панафриканизм включал в себя мировоззренческие и социологические концепции, проблему выбора пути и определения места Африки в современном мире. Ныне можно считать, что он лишился своих программно-мировоззренческих аспектов, оказавшись неубедительным в качестве перспективы социального развития.