Интернет-книга, читайте с удовольствием!

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Идейные платформы, политические тен­денции не просто влияют на деятельность государства в области культуры, они становятся важной частью этой деятельности, одним из главных направлений идео­логической культурно-просветительной работы. Ряд африканских лидеров вполне сознательно связывает культурную функцию государства, ее психологические и образовательные аспекты с определенным политиче­ским направлением, с определенными философскими и социологическими концепциями.

К примеру, президент Сенегала Л. Сенгор говорит: «Проблема, в особенности в слаборазвитых странах, со­стоит в том, чтобы пробудить «дремлющую энергию», бороться с предрассудками, рутиной, комплексом неполноценности и Духом фатализма. Одним словом, мы должны пробудить национальное сознание к зову негритюда». Здесь просветительные и вос­питательные цели четко поставлены на базу социально-философской платформы негритюда.

С другой стороны, некоторым национальным демо­кратам иногда свойственна несколько абстрактная по­становка вопроса вне связи с идеологией и политикой. Речь идет об укреплении духовных и моральных ценно­стей, об особом внимании к молодежи, об идеологическом образовании и т. п. Все это совершенно правильно, но в условиях острой внутренней и внешней политической борьбы такой подход представ­ляется несколько аморфным, лишенным четкой классо­во-политической ориентации. Часть национальных де­мократов начинает все шире и последовательнее приме­нять представления о классовой структуре общества, классовой борьбе и сущности политической власти к деятельности государства. Лучшие представители на­циональной демократии понимают необходимость пре­вратить в политическую реальность, сделать основой пропаганды, важнейшей частью политического сознания масс те прогрессивные теоретические положения, кото­рые позволяют выделить ее в особое идейно-политиче­ское направление.

Одной из важнейших сфер государственной деятель­ности развивающихся стран, которая позволяет наибо­лее полно выявить дифференциацию политической мыс­ли, является экономика.

С точки зрения идейной базы различия в подходе к экономической деятельности государства обусловлены разными представлениями о социализме, уже отмечен­ными выше (социализм как прогресс и социализм как социальная справедливость). Понимание социализма как ликвидации эксплуатации, разумеется, на путях прогресса, приводит национальных демократов к осоз­нанию классово-политической ориентации экономической деятельности государства. «Мы развиваем нашу эконо­мику по социалистическому пути,— говорит X. Бумедьен.— Вопрос не является, таким образом, чисто техни­ческим или экономическим, он представляет также по­литический аспект, который служит опорой партии». Отчетливая политическая направленность наполняет новым социальным и политическим со­держанием экономическую деятельность государств, встающих на некапиталистический путь.

Главные линии развития этих государств в данной области можно было бы сформулировать так: ликвида­ция империалистической эксплуатации и экономической зависимости, повышение уровня производства и пере­стройка экономики на началах социального прогресса и справедливости. Последовательное и решительное проведение антиимпериалистической борьбы в экономи­ческой сфере, постепенное укрепление экономических связей с мировой социалистической системой и понима­ние перестройки экономики на началах прогресса и справедливости как ограничения частного сектора и обеспечения господствующего положения государствен­ным и кооперативно-общественным формам хозяйства являются отличительными признаками национальной демократии в сравнении с иными политическими на­правлениями в современной Африке.

Остановимся лишь на наиболее показательных с точ­ки зрения выявления политических тенденций аспектах экономической деятельности государства. Это — соотношение частного и государственного сектора, индустрии и сельского хозяйства, национализация и иностранная помощь.

Необходимость временного сосуществования частного и государственного сектора, частной и общественной или государственной собственности, т. е. смешанной эконо­мики, признается всеми направлениями современной аф­риканской политической мысли и практики. Было бы ошибочно думать, что национальные демократы как по­следовательные выразители идеи некапиталистического развития выступают или должны выступать за немед­ленное упразднение частного сектора, за полное и неза­медлительное вытеснение частной инициативы. Поспеш­ность в этом отношении вредна, и ныне общепризнано, что неподготовленная, экономически необоснованная национализация, проводившаяся в некоторых странах национальными демократами,

Оглавление