Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Идейные платформы, политические тенденции не просто влияют на деятельность государства в области культуры, они становятся важной частью этой деятельности, одним из главных направлений идеологической культурно-просветительной работы. Ряд африканских лидеров вполне сознательно связывает культурную функцию государства, ее психологические и образовательные аспекты с определенным политическим направлением, с определенными философскими и социологическими концепциями.
К примеру, президент Сенегала Л. Сенгор говорит: «Проблема, в особенности в слаборазвитых странах, состоит в том, чтобы пробудить «дремлющую энергию», бороться с предрассудками, рутиной, комплексом неполноценности и Духом фатализма. Одним словом, мы должны пробудить национальное сознание к зову негритюда». Здесь просветительные и воспитательные цели четко поставлены на базу социально-философской платформы негритюда.
С другой стороны, некоторым национальным демократам иногда свойственна несколько абстрактная постановка вопроса вне связи с идеологией и политикой. Речь идет об укреплении духовных и моральных ценностей, об особом внимании к молодежи, об идеологическом образовании и т. п. Все это совершенно правильно, но в условиях острой внутренней и внешней политической борьбы такой подход представляется несколько аморфным, лишенным четкой классово-политической ориентации. Часть национальных демократов начинает все шире и последовательнее применять представления о классовой структуре общества, классовой борьбе и сущности политической власти к деятельности государства. Лучшие представители национальной демократии понимают необходимость превратить в политическую реальность, сделать основой пропаганды, важнейшей частью политического сознания масс те прогрессивные теоретические положения, которые позволяют выделить ее в особое идейно-политическое направление.
Одной из важнейших сфер государственной деятельности развивающихся стран, которая позволяет наиболее полно выявить дифференциацию политической мысли, является экономика.
С точки зрения идейной базы различия в подходе к экономической деятельности государства обусловлены разными представлениями о социализме, уже отмеченными выше (социализм как прогресс и социализм как социальная справедливость). Понимание социализма как ликвидации эксплуатации, разумеется, на путях прогресса, приводит национальных демократов к осознанию классово-политической ориентации экономической деятельности государства. «Мы развиваем нашу экономику по социалистическому пути,— говорит X. Бумедьен.— Вопрос не является, таким образом, чисто техническим или экономическим, он представляет также политический аспект, который служит опорой партии». Отчетливая политическая направленность наполняет новым социальным и политическим содержанием экономическую деятельность государств, встающих на некапиталистический путь.
Главные линии развития этих государств в данной области можно было бы сформулировать так: ликвидация империалистической эксплуатации и экономической зависимости, повышение уровня производства и перестройка экономики на началах социального прогресса и справедливости. Последовательное и решительное проведение антиимпериалистической борьбы в экономической сфере, постепенное укрепление экономических связей с мировой социалистической системой и понимание перестройки экономики на началах прогресса и справедливости как ограничения частного сектора и обеспечения господствующего положения государственным и кооперативно-общественным формам хозяйства являются отличительными признаками национальной демократии в сравнении с иными политическими направлениями в современной Африке.
Остановимся лишь на наиболее показательных с точки зрения выявления политических тенденций аспектах экономической деятельности государства. Это — соотношение частного и государственного сектора, индустрии и сельского хозяйства, национализация и иностранная помощь.
Необходимость временного сосуществования частного и государственного сектора, частной и общественной или государственной собственности, т. е. смешанной экономики, признается всеми направлениями современной африканской политической мысли и практики. Было бы ошибочно думать, что национальные демократы как последовательные выразители идеи некапиталистического развития выступают или должны выступать за немедленное упразднение частного сектора, за полное и незамедлительное вытеснение частной инициативы. Поспешность в этом отношении вредна, и ныне общепризнано, что неподготовленная, экономически необоснованная национализация, проводившаяся в некоторых странах национальными демократами,