Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
В этом плане его вытеснили такие понятия, как «научный социализм», «африканский социализм», «нкрумаизм» и т. п., в которые, не следует этого забывать, современные африканские идеологи внесли очень многое из багажа ряда своих панафриканских; предшественников.
Таким образом, содержание панафриканизма сузилось, его идеологическое облачение померкло, антикоммунистические тенденции, внесенные в него Пэдмором, в значительной мере оказались беспочвенными. В сегодняшней политической мысли и политической жизни стран континента панафриканизм в основном тождествен «африканскому единству и стал международно-правовой проблемой, проблемой отношений между африканскими государствами.
Видный сенегальский политический деятель Д. Тиам отмечает, что панафриканизм в качестве средства обеспечения африканского единства имеет два аспекта: территориальный и институционный. Границы объединения африканских стран толкуются по-разному: Тропическая Африка, Африка южнее Сахары или весь Африканский континент. Теоретической базой такой позиции является так называемый макронационализм. Он исходит из представления о единой африканской нации и необходимости подняться над «микронационализмом», замыкающимся в рамках бывших колониальных территорий, границы между которыми грубо нарушают этнические общности и традиционные, экономические связи. Что касается институционного аспекта, то здесь речь идет о конфедерации, федерации или унитарном государстве. Ясно, что в рамках современного панафриканизма уживаются весьма противоречивые тенденции.
Практическое осуществление идеи африканского единства наталкивается на большие трудности.
Образование многих независимых африканских государств в территориальных пределах бывших колоний привело к расцвету национализма. Колониальные державы сделали все от них зависящее, чтобы процесс деколонизации не приводил к интеграции освобождающихся территорий. Первые попытки объединения между бывшими колониями оказались неудачными и недолговечными (Федерация Мали создана 17 января 1959 г. и распущена 1 августа 1960 г.).
На пути африканского единства стояли слабость экономических связей, отсутствие путей сообщения, разобщенность рынка, сложившиеся хозяйственные связи с бывшими метрополиями, боязнь неравноправия, нежелание отказаться от власти, личное соперничество, сомнения в возможности эффективного управления на больших территориях и, наконец, большая тяга к национальному и этническому самоопределению. Значительно затруднила объединение африканских государств их разная ориентация во внутренней и внешней политике, которая сравнительно быстро.
Таковы значительные и вполне объективные препятствия на пути африканского единства. Однако им противостояли мощные объединительные тенденции, вызванные общностью судеб Африки, интересами антиимпериалистической борьбы и обеспечения подлинной независимости африканских народов. Именно понимание того, что цели развития можно осуществить лишь сообща, что единство служит необходимой предпосылкой полного завершения деколонизации, приводит к тому, что идеи панафриканизма все еще являются весьма действенной силой в африканской политической жизни.
«Африканское единство чрезвычайно важно, — говорил Дж. Кениата. — Если не будет единства всей Африки, мы останемся рабами, это будет просто новый тип рабства, рабство, основанное на политике „разделяй и властвуй», проводимой более сильными государствами, ощутившими сладость власти, и во сне и наяву только и думающими о том, как править Африкой... Наш долг заключается в том, чтобы покончить с этим, и у нас нет для этого иного средства, кроме единства, совместной работы». А. Секу Туре, говоря об идеальной цели «союза всех африканцев независимо от расы, языка и религии», подчеркивает, что в основе этого союза лежит «сознание их общей беды и общей судьбы».
Тенденция к объединению уже принесла зримые результаты в отношениях между молодыми государствами. Сотрудничество африканских государств знает различные формы. Оно начиналось с установления двусторонних соглашений и вскоре привело к возникновению более крупных союзов, основанных на определенном родстве политической линии.
Это были группа Касабланки, объединившая ряд радикальных, воинственно антиимпериалистических государств и политических движений в Африке (АРЕ, ФНО Алжира, Гана, Гвинея, Мали и др.), более тесный в силу территориальной близости Союз африканских государств (Гана, Гвинея, Мали); Монровийская группа, явившаяся как бы противовесом Касабланкской и объединившая более умеренные,