Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Любая концепция ускоренного прогрессивного развития африканских стран основывается на идее активного использования политической и правовой надстройки. В условиях современной Африки государство не может выступать в традиционной для буржуазной государственности эпохи свободной конкуренции; роли «ночного сторожа». Перед ним встают огромные задачи по преобразованию общества, требующему широкого вмешательства в область экономической, социально-политической и культурной жизни.
Африканские идеологи вполне сознают первостепенную роль государства в общественном преобразовании. «Государство, — говорит А. Секу Туре, — является орудием экономического и социального развития». Сенгор называет государство «основным инструментом реконструкции нации». Признание первенства политики в ходе социальных реформ типично для большинства лидеров национально-освободительного движения. Говоря об очередных задачах египетской революции в известной речи 30 марта 1968 г., Г. А. Насер особое внимание уделил «процессу строительства современного государства», видя в нем и гарантию, и мощное средство революционных преобразований.
Проблемы политической и правовой надстройки, государства, занимают центральное место в общественной мысли современной Африки. Все африканские идеологи уделяют большое внимание функциям государства, разнообразным по характеру и методам, и в этом плане у представителей разных направлений политической мысли наблюдается значительная общность взглядов. Пока основное содержание общественно-политического развития африканских стран составляет отстаивание независимости от посягательств империализма, различие в идейной, классовой основе подхода к роли и функциям государства до некоторой степени сглаживается наличием общих задач.
Антиимпериалистические цели являются не только общими для различных политических направлений, но и национальными, т. е. объединяющими различные в том числе антагонистические классы, что, конечно, не может не сказаться на представлениях о государстве. Оценивая эти представления, нужно исходить из реальных условии африканских стран, из переживаемого ими исторического этапа. При этом полезно иметь в виду момент подчеркнутый французским исследователем Жаком Арно «Современное государство в Черной Африке, — пишет он, — и политическая власть, которая его представляет, порождены не делением местного общества на классы исторической ситуацией, колониализмом».
Однако по мере углубления внутренних социальных противоречий классовая природа государства, проявляющаяся по-своему, но вполне последовательно и в методах и характере осуществления общенациональных целей, становится все более очевидной. В области идейной при безусловном сохранении всей специфики классового содержания, которой отмечен этап общедемократического национально-освободительного движения, все более отчетливо выявляются две тенденции .по вопросу о государстве, борьба между которыми будет определять дальнейшее развитие африканской политической мысли. Речь идет о буржуазном реформизме, опирающемся во многом на опыт современных государств монополистического капитала и его теоретическое обоснование, и национально-демократических концепциях, испытывающих растущее воздействие идей научного социализма и богатейшей практики их воплощения в жизнь.
Эти антагонистические тенденции прослеживаются, весьма четко на понимании характера экономической, социальной и культурной функции государства, которым африканские лидеры уделяют серьезное внимание. Но не менее интересно проследить их на основополагающем вопросе о сущности государства, хотя, как правило, в литературе пока ему и не уделяется должного внимания, ибо африканская политическая мысль в настоящее время творится в основном не учеными, а политическими деятелями.
Представления о сущности государства неотделимы от взглядов на классы и классовую борьбу. Африканские идеологи сумели, разгадать сущность государства в той же мере, что и характер классовых отношений в обществе. Их концепциям государства свойственны те же прогрессивные черты, но вместе с тем и та же ограниченность, что и их пониманию классовых отношений: известный эмпиризм, отягощенный грузом «надклассовых» представлений, затрудненность перехода от конкретных наблюдений к широким теоретическим обобщениям.