Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
По-другому складывались взгляды на диктатуру у национальных демократов. Здесь непризнание диктатуры пролетариата не привело к отрицанию классового характера политической власти, к отрицанию необходимости революционного подавления по отношению к враждебным социальному прогрессу элементам. В Хартии национальных действий АРЕ говорится: «Египетский народ отказался от диктатуры какого-либо класса и решил, что устранение различий между классами послужит средством установления действительной демократии для всех трудящихся сил народа». Но несколько ниже выдвигалось следующее положение: «Подлинность и сила революционного сознания сделали возможным допущение в принципе военной диктатуры, но поставили народные силы с крестьянами и рабочими во главе в положение действительного руководителя». Сопоставление этих двух положений делает ясным что отказ от диктатуры какого-либо класса не понимается в Хартии как отрицание диктатуры и классового характера власти вообще, отвергается диктатура одного класса (видимо, авторы Хартии имели в виду диктатуру пролетариата), но в то же время признается диктатура блока классов в лице военной диктатуры, представляющей интересы трудовых классов. В этом принципиальное отличие национальных демократов от представителей национал-буржуазного течения африканской политической мысли, для которых отрицание диктатуры пролетариата является формой отрицания революционной диктатуры и классовой природы государства вообще. Если представители буржуазных тенденций в африканской политической мысли исходят из надклассового понимания демократии и полностью противопоставляют демократию диктатуре, то национальные ^демократы приближаются к диалектическому пониманию, связи диктатуры и демократии, неотделимому от представлений о классовом характере государства.
А Секу Туре говорит о «национальной демократии», имея в виду демократию, отвечающую интересам всех слоев населения, о «народном режиме», исходящем из народа и обеспечивающем справедливые интересы всех его составных частей путем предотвращения или ликвидации социального неравенства, ведущего к формированию классов. Но тот же режим он характеризует как «диктатуру народа» и «демократическую диктатуру». Мадейра Кейта говорил о «народной, демократической диктатуре». Для Секу Туре, как и для других идеологов некапиталистического развития, диктатура и демократия — это не взаимоисключающие понятия, а две стороны одной медали, что и находит воплощение в формуле «демократическая диктатура». Эта формула знаменательна как признание двойственного характера государства, его неодинакового отношения к различным социальным слоям, необходимости сочетания в нем демократических и диктаторских методов по отношению к различным классовым силам. «Демократическая диктатура» национальных демократов противостоит лицемерному отрицанию диктаторского характера молодых государств, типичному для некоторых африканских идеологов, все более полно проявляющих национал-реформистские тенденции.
В последнее время в среде идеологов Конголезской партии труда получила распространение оценка революционной государственности Народной республики Конго как пролетарской власти, диктатуры пролетариата.
Здесь очевидно забегание вперед. В Конго (Браззавиль) еще нет условий для диктатуры пролетариата. На повестке дня стоит не социалистическая революция, а некапиталистическое развитие. Правда, своеобразное, хотя и не научное, толкование диктатуры пролетариата избавляет конголезских лидеров от неправильного определения расстановки классовых сил на современном этапе. Употребляя термин «диктатура пролетариата», конголезские лидеры стремятся подчеркнуть принципиальную близость всякой революционной народной власти пролетарской диктатуре, а всякой подлинно народной революции наших дней — пролетарской социалистической революции. М. Нгуаби говорит, что всякая революция угнетенных классов похожа на Великую Октябрьскую социалистическую революцию 1917 г., он называет августовское движение 1963 г. в Конго (Браззавиль) социалистической революцией, потому что она опрокинула господство эксплуататорского меньшинства и открыла возможности развития. Это определение конголезской, революции как пролетарской и социалистической уживается с характеристикой ее современного этапа как национальной демократии и вытекающей отсюда стратегией единства антиимпериалистических сил.
Подобно этому и диктатура пролетариата применительно к Конго толкуется М. Нгуаби в несколько расширительном плане.