Интернет-книга, читайте с удовольствием!

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

По-другому складывались взгляды на диктатуру у национальных демократов. Здесь непризнание диктатуры пролетариата не привело к отрицанию классового ха­рактера политической власти, к отрицанию необходимо­сти революционного подавления по отношению к враж­дебным социальному прогрессу элементам. В Хартии национальных действий АРЕ говорится: «Египетский народ отказался от диктатуры какого-либо класса и ре­шил, что устранение различий между классами послу­жит средством установления действительной демокра­тии для всех трудящихся сил народа». Но несколько ниже выдвигалось следующее положение: «Подлинность и сила революционного сознания сделали возможным допущение в принципе военной диктатуры, но поставили народные силы с крестьянами и рабочими во главе в положение действительного руководителя». Сопоставление этих двух положений делает ясным что отказ от диктатуры какого-либо класса не понимается в Хартии как отрицание диктатуры и классового характера власти вообще, отвергается диктатура одного класса (видимо, авторы Хартии имели в виду диктатуру пролетариата), но в то же время признается диктатура блока классов в лице военной диктатуры, представляющей интересы трудовых классов. В этом принципиаль­ное отличие национальных демократов от представите­лей национал-буржуазного течения африканской поли­тической мысли, для которых отрицание диктатуры про­летариата является формой отрицания революционной диктатуры и классовой природы государства вообще. Если представители буржуазных тенденций в африкан­ской политической мысли исходят из надклассового по­нимания демократии и полностью противопоставляют демократию диктатуре, то национальные ^демократы приближаются к диалектическому пониманию, связи диктатуры и демократии, неотделимому от представле­ний о классовом характере государства.

А Секу Туре говорит о «национальной демократии», имея в виду демократию, отвечающую интересам всех слоев населения, о «народном режиме», исходящем из народа и обеспечивающем справедливые интересы всех его составных частей путем предотвра­щения или ликвидации социального неравенства, веду­щего к формированию классов. Но тот же режим он характеризует как «диктатуру на­рода» и «демократическую дикта­туру». Мадейра Кейта говорил о «на­родной, демократической диктатуре». Для Секу Туре, как и для других идеологов некапита­листического развития, диктатура и демократия — это не взаимоисключающие понятия, а две стороны одной медали, что и находит воплощение в формуле «демо­кратическая диктатура». Эта формула знаменательна как признание двойственного характера государства, его неодинакового отношения к различным социальным слоям, необходимости сочетания в нем демократических и диктаторских методов по отношению к различным классовым силам. «Демократическая диктатура» нацио­нальных демократов противостоит лицемерному отрица­нию диктаторского характера молодых государств, ти­пичному для некоторых африканских идеологов, все бо­лее полно проявляющих национал-реформистские тен­денции.

В последнее время в среде идеологов Конголезской партии труда получила распространение оценка рево­люционной государственности Народной республики Кон­го как пролетарской власти, диктатуры пролетариата.

Здесь очевидно забегание вперед. В Конго (Бразза­виль) еще нет условий для диктатуры пролетариата. На повестке дня стоит не социалистическая революция, а некапиталистическое развитие. Правда, своеобразное, хотя и не научное, толкование диктатуры пролетариата избавляет конголезских лидеров от неправильного опре­деления расстановки классовых сил на современном эта­пе. Употребляя термин «диктатура пролетариата», кон­голезские лидеры стремятся подчеркнуть принципиаль­ную близость всякой революционной народной власти пролетарской диктатуре, а всякой подлинно народной революции наших дней — пролетарской социалистической революции. М. Нгуаби говорит, что всякая революция угнетенных классов похожа на Великую Октябрьскую социалистическую революцию 1917 г., он называет авгу­стовское движение 1963 г. в Конго (Браззавиль) социа­листической революцией, потому что она опрокинула гос­подство эксплуататорского меньшинства и открыла воз­можности развития. Это определение конголезской, ре­волюции как пролетарской и социалистической уживает­ся с характеристикой ее современного этапа как нацио­нальной демократии и вытекающей отсюда стратегией единства антиимпериалистических сил.

Подобно этому и диктатура пролетариата примени­тельно к Конго толкуется М. Нгуаби в несколько рас­ширительном плане.

Оглавление