Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Значительный шаг вперед представляют взгляды на государство национальных демократов, которые, несмотря на свойственную им незавершенность классового анализа, проникнуты духом классовой борьбы против, империализма, феодализма и капиталистических монополий. Национальные демократы и в анализе государства многое восприняли у научного социализма.
Наиболее последовательно научный методологический подход к проблеме государства определен в Хартии национального действия АРЕ. «Можно считать неоспоримым фактом, — записано в ней, — что политическая система в любом государстве является всего лишь' прямым воплощением господствующей экономической системы и точным выражением интересов тех, кто ее контролирует». Результатом применения этой методологии явилось правильное определение классовой сути буржуазного и феодального государства. В той же Хартии египетская государственность до 1952 г. определяется как «союз между феодализмом и эксплуататорским капиталом». По словам Г. А. Насера, предреволюционный Египет был «обществом в интересах 0,5% населения». В главе II уже приводились положения А. Секу Туре о том, что политика буржуазного государства диктуется монополиями, и вполне марксистское определение буржуазного государства у Дж. Ньерере, как государства эксплуататоров, существующего для защиты эксплуататоров и их собственности и содержащего именно для этих целей армию, полицию и силы безопасности, целиком оторванные от интересов большинства народа.
К. Нкрума в своей последней книге дает четкий методологический подход к проблеме определения сущности государства. «Любая форма политической власти...— пишет он,— отражает интересы определенного класса или классов общества. В социалистических государствах правительство представляет рабочих и крестьян. В капиталистических государствах правительство представляет эксплуатирующий класс. Государство, таким образом, является выражением господства одного класса над другими классами».
Сложнее обстоит дело с оценкой государства национальной демократии. Именно здесь правильные методологические соображения, приведшие к раскрытию сущности буржуазного государства, наталкиваются на незавершенность классового анализа. На первых этапах идеология некапиталистического развития не избежала соблазна определения молодой африканской государственности как инструмента всеобщего блага. «Мы полагаем, что интересы государства постоянно определяются интересами гвинейского народа,— писал А. Секу Туре.— Подлинная, роль государства состоит в действительности не в чем ином, как в обеспечении налогов, обязательств и службы в социальной общности в соответствии с интересами, потребностями, возможностями, устремлениями этой общности, состоящей из народа». Сходные идеи развивал в книге «Африканские руководители перед лицом своих народов» С. Бадиан Куяте. Считая, что государство должно покончить с социальной эксплуатацией, он в то же время полагал, будто оно может выполнить эту функцию на надклассовой основе служения общему благу. «Речь идет о радикальном подавлении всякой эксплуатации человека человеком,— писал С. Бадиан Куяте. — В национальной жизни богатства создаются всеми и в интересах всех. Государство представляет собой инструмент, который создает богатства с помощью средств, переданных ему нацией, а затем распределяет эти богатства в общих интересах.
Здесь развитие не ведет к появлению нескольких процветающих анонимов, целью его является не личная выгода, а удовлетворение потребностей всего национального сообщества».
Такие представления о роли государства в современных африканских условиях являются вполне традиционными и для мелкобуржуазного утопического и для буржуазно-реформистского направлений африканской политической мысли. Бытовали они и в идеологии национальной демократии, но там в отличие от названных направлений они уживались с признанием классовой борьбы, и это приводило к быстрой эволюции представлений о государстве.
Признание классовой борьбы в африканском обществе ставило во главу угла вопрос, которым даже не задавались идеологи мелкобуржуазного и национал-реформистского крыла,— об отношении государства к классовой борьбе.
Первоначальный ответ на этот вопрос был попыткой примирить признание классовой борьбы с представлениями о Надклассовой природе государства, о его служении общему благу.
Пожалуй, наиболее яркое воплощение эта идея получила в книге Г. А. Насера «Философия революции» (начало 50-х годов). Государство предстает здесь не как орудие классовой борьбы, а как своего рода третейский судья.