Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
В отрицании принципа мирного сосуществования очевидно влияние антимарксистской и антиленинской псевдореволюционной пропаганды правящей группировки современного Китая. Маоистская позиция по этому вопросу как раз и заключается в стремлении представить мирное сосуществование как сговор между империализмом и социализмом, как раздел мира между двумя «сверхдержавами», в утверждении, что мирное сосуществование вредно для дела национального освобождения, что все его успехи были достигнуты в условиях войны или критического обострения международной напряженности.
Но такая трактовка мирного сосуществования не имеет ничего общего с теми положениями о сочетании;, борьбы за мир, разоружение и смягчение международной напряженности с боевым антиимпериализмом, которые последовательно отстаивали национальные демократы. Точно так же она находится в прямом противоречии, с неоднократно высказывавшейся многими представителями национальной демократии убежденностью в. том, что именно мирное сосуществование создает наилучшие условия для освободительного движения.
Маоистская платформа рассчитана на то, чтобы поставить мировую систему социализма на службу националистическим интересам. Этой цели служит ряд положений, часть которых берется на вооружение некоторыми представителями национальной демократии, еще не вполне определившими свои идейно-политические позиции.
К числу таких положений относится идея о том, что национально-освободительное движение является ныне главным фронтом всемирной борьбы с империализмом. Из этого тезиса закономерно вытекает вывод, что социализм, если и имеет значение антиимпериалистической силы, то лишь подсобной по отношению к национально-освободительному движению. Социализм превращается, таким образом, всего лишь в средство борьбы «третьего мира» с империализмом.
Совершенно очевидно, что народы социалистических стран не могут согласиться с ролью оружия в руках националистических сил. Такая стратегическая установка чрезвычайно опасна и абсолютно нереальна. Она приводит некоторых неустойчивых национальных лидеров к недоверию и изоляционизму по отношению к социалистическому содружеству, к недооценке его помощи, к противопоставлению лозунга «опоры на собственные силы» сотрудничеству всех борцов за социальный прогресс.
Благоприятную почву для такого рода опасных заблуждений и шатаний представляет мелкобуржуазная социальная база национальной демократии, нечеткость ее теоретической платформы, незавершенность классового анализа, которой нередко отмечены представления африканских идеологов о внутренних и внешних условиях социалистического строительства. Именно такого рода непоследовательностью, забвением классового подхода при анализе мировой политики вызваны встречающиеся иногда у национальных демократов и отмеченные выше (гл. II) рецидивы антисоциалистической, по существу, теории «богатых» и «бедных» наций, с которой непосредственно связано отрицание принципа мирного сосуществования между капитализмом и социализмом.
Негативное отношение к мирному сосуществованию и к возможностям расширения и углубления антиимпериалистической борьбы в условиях поддержания мирных отношений между социалистическими и капиталистическими государствами показывает, как опасен может быть радикализм, когда он базируется на ложной идейной основе, когда он представляет собой, следовательно, псевдореволюционную силу.
Разумеется, отрицание мирного сосуществования, просматривающееся у некоторых идеологов национальной демократии и связанное с теорией «богатых» и «бедных» наций, вовсе не является определяющим для внешнеполитической платформы этого направления в целом. Наоборот, это скорее отклонение от основного русла, которому противостоят здоровые тенденции единства со странами социализма в области международных отношений. Такая ориентация национальных демократов ярко сказалась в их представлениях о сотрудничестве с зарубежными странами, являющемся одной из Основных внешних функций африканских государств.
В рамках широкого понятия международного сотрудничества идеологи национальной демократии по-разному подходят к социалистическим и капиталистическим странам. Эту дифференциацию четко проводят, например, руководители ФНО Алжира. Говоря о международном сотрудничестве, они подчеркивают, что в первую очередь и в особенности имеется в виду сотрудничество с социалистическими странами. X