Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
соглашательские режимы (лидером группы являлась Нигерия), и группа Браззавиля, объединявшая бывшие французские колонии, в значительной мере сохранявшая еще не только экономическую, но и политическую зависимость от метрополии.
Хотя формирование этих групп означало как бы поляризацию африканских государств, тенденцию образования нескольких блоков удалось преодолеть. Создание Организации африканского единства явилось крупной победой и внушало надежду на прогресс в этом направлении.
На учредительной конференции ОАЕ в Аддис-Абебе речь шла о создании организационной структуры, которая позволила бы совместить цели объединения всего континента с суверенитетом каждого государства-участника.
Казалось, что разработка такой структуры облегчалась выраженной ранее рядом государств (даже в конституционных формах) готовностью отказаться в какой-то мере от суверенитета в пользу африканского единства.
Однако превращения ОАЕ в своего рода союзное правительство не последовало. ОАЕ осталась органом международным, консультативным, позволяющим координировать усилия африканских государств, полностью сохраняющих суверенитет. Параллельно этому широкому объединению, в котором не всегда удается добиться полного взаимопонимания, развиваются более узкие, но и более тесные, всесторонние и носящие более конкретный и действенный характер региональные союзы и объединения.
Столкновение двух тенденций — стремления к африканскому единству и желания полностью сохранить суверенитет, или, как говорит Д. Тиам, борьба макронационализма и микронационализма — повлияло и на содержание панафриканизма как политической концепции и привело к тому, что его все более стали понимать как укрепление связей и сотрудничества между самостоятельными государствами, т. е. к компромиссу между макро- и микронационализмом.
В понимании панафриканизма ныне выявились два направления. Одно в какой-то мере представляет идеал колониального периода, когда казалось возможным добиться после освобождения быстрого государственного объединения Африки. Оно выступает за немедленное создание своего рода Соединенных Штатов Африки. Наиболее ярким представителем этого направления является К. Нкрума, последовательный сторонник наднациональной политической власти в Африке. В предисловии к автобиографии О. Одинги, вышедшей в 1967 г. в Лондоне, Нкрума писал: «Теперь яснее, чем когда бы то ни было, что политический союз Африки, который был одной из главных, моих забот со времени достижения» независимости Ганой, является ключом к экономической и политической стабильности Африки, к миру и прогрессу. Союзное правительство Африки, опирающееся на организованную военную мощь и здоровое экономическое планирование в континентальных масштабах, должно вынудить внеафриканские государства уважать наши коллективные интересы». Той же позиции Нкрума придерживается и в книге «Классовая борьба в Африке».
Второе, более умеренное и более распространенное направление панафриканизма не считает создание союзного правительства с континентальной армией, финансами и планированием реальной задачей. «Как и президент Бургиба,—-говорил Л. С. Сенгор, — я думаю, что Соединенные Штаты Африки не являются вопросом завтрашнего дня. Я могу это заявить прямо потому, что я был одним из первых, кто заговорил о Соединенных Штатах Африки». Взамен выдвигается идея сотрудничества самостоятельных государств, постепенного сближения как подготовительного шага к их слиянию в какой-то форме.
«Союз, —говорил президент Берега Слоновой Кости Уфуэ Буаньи, — должен быть создан в рамках национальных различий и из представителей каждого государства. Вот почему 12 стран браззавильской группы заложили основы тесного сотрудничества, которое не посягало бы на независимость его участников».
Таким образом, панафриканизм переносится в плоскость международных отношений.
Л. Тома, анализируя современное состояние панафриканизма, говорит, что одни его адепты выступают за единство институционализованное, другие за единство тенденционное, первые отстаивают идею наднационального государства и притом призывают к немедленному его учреждению, другие видят будущее панафриканизма в союзе независимых государств и считают, что эта цель должна быть осуществлена поэтапно. Однако эти различия не исключают относительного единства по вопросу о том, что в судьбах всей Африки есть много общего и что объединительные усилия необходимы в интересах развития и защиты независимости.