Интернет-книга, читайте с удовольствием!

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Нагляднее всего эта противоречивость у представите­лей наиболее последовательно мелкобуржуазного, крыла африканской политической мысли. Для иллюстрации этого направления мы вновь обратимся к книге Б. Онуохи «Элементы африканского социализма», абстрактно-теоретический характер «которой, известная независи­мость автора от попыток практического осуществления какой бы то ни было политической линии, а порой и его отвлеченность от конкретных условий приводят к особен­но рельефному выражению идей, типичных для мелко­буржуазной политической мысли.

Три характерные черты отличают представления мел­кобуржуазной ветви новейшей африканской политиче­ской мысли о сущности государства.

Во-первых, это понимание классовой природы совре­менного буржуазного государства, понимание его органи­ческой неспособности осуществить глубокие социальные преобразования в интересах трудящихся. «Отец Макс­велл находит, что часто люди, сталкиваясь с пороками капитализма, этого узаконенного грабежа, ратуют за национализацию промышленности, — пишет Б.Онуоха, полностью солидарный в этом вопросе со своим настав­ником.— Но это нелепо, говорит Максвелл: бесполез­ность такого обращения к государственной власти станет очевидной, если учесть, что это как раз то самое государство, которое узаконило лишение собственности трудящихся посредством своих законов о корпорациях». В раскрытии классового характера, буржуазного государства мелкобуржуазное направление примы­кает к национальной демократии и подчас не уступает ей в остроте постановки вопроса, что мы увидим ниже на примере Дж. Ньераре.

Но в то же время — ив этом состоит вторая харак­терная черта данного направления — идеологов, типа Б. Онуохи отличает от национальных демократов7 неуме­ние сделать из реалистических наблюдений над классо­вой природой буржуазного, государства, из частного случая правильный вывод о классовом характере госу­дарства вообще, всякого государства, т. е. в том числе и молодых африканских государств. Как только, речь заходит о понимании существа, политической власти в странах, недавно добившихся независимости, политиче­ской власти, призванной осуществить принципы соци­альной справедливости, трезвый реализм оставляет мелкобуржуазных идеологов, они становятся романтика­ми, преисполненными иллюзий о надклассовой власти.

«Африканское социалистическое государство, — пи­шет Б. Онуоха, — должно рассматриваться как большая семья, в которой уважение к каждому ее члену соче­тается с преданностью отечеству. Чтобы этот первый принцип не превратился в сентиментальную болтовню, следует принять заблаговременно меры для его инсти-туционализации. Обособление, возникающее на основе трибализма, религиозного фанатизма и социальной стра­тификации, должно быть поставлено вне закона, а по­ощрение этих различий должно быть, объявлено уголов­ным преступлением».

В этом отрывке, как и во всей книге Онуохи, чув­ствуется не только его искренний протест против нера­венства, но и его непонимание того факта, что борьба с ним возможна лишь на той основе, которая им соз­дается, т. е. на основе классовой стратификации, а не на разрушаемой неуклонно этим растущим неравенством идиллической патриархальной основе «большой семьи». Пытаясь представить африканские государства как ин­струмент всеобщего блага, Онуоха лишает их классовой ориентации. Он осуждает не просто эксплуататорские тенденции, но всякое классовое обособление, т. е. и фор­мирование и идейно-политическое самоопределение тру­дящихся. Всему этому противопоставляется идеал госу­дарства — большой семьи, закономерное следствие непонимания глубины и неотвратимости тенденций классовой борьбы в африканском обществе.

Наконец, третьей чертой, определяющей представления мелкобуржуазной ветви африканской, политической
мысли о сущности государства, являются анархистские нотки, логически, вытекающие из патриархальных ил­люзий.

Судьба анархистских увлечений в современном на­ционально-освободительном движении весьма противоре­чива. С одной стороны, для них, несомненно, существует благоприятная социально-экономическая и психологиче­ская атмосфера, создаваемая крестьянским мелкотовар­ным производством, мелкобуржуазным характером основной массы городского населения, участвующего в политической жизни. С другой стороны, потребность ускоренного экономического развития в условиях импе­риалистической эксплуатации делает совершенно очевид­ной необходимость опоры на государство, всестороннего его использования, и это подрывает саму основу анар­хистских концепций - отрицание государства.

Оглавление