Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Нагляднее всего эта противоречивость у представителей наиболее последовательно мелкобуржуазного, крыла африканской политической мысли. Для иллюстрации этого направления мы вновь обратимся к книге Б. Онуохи «Элементы африканского социализма», абстрактно-теоретический характер «которой, известная независимость автора от попыток практического осуществления какой бы то ни было политической линии, а порой и его отвлеченность от конкретных условий приводят к особенно рельефному выражению идей, типичных для мелкобуржуазной политической мысли.
Три характерные черты отличают представления мелкобуржуазной ветви новейшей африканской политической мысли о сущности государства.
Во-первых, это понимание классовой природы современного буржуазного государства, понимание его органической неспособности осуществить глубокие социальные преобразования в интересах трудящихся. «Отец Максвелл находит, что часто люди, сталкиваясь с пороками капитализма, этого узаконенного грабежа, ратуют за национализацию промышленности, — пишет Б.Онуоха, полностью солидарный в этом вопросе со своим наставником.— Но это нелепо, говорит Максвелл: бесполезность такого обращения к государственной власти станет очевидной, если учесть, что это как раз то самое государство, которое узаконило лишение собственности трудящихся посредством своих законов о корпорациях». В раскрытии классового характера, буржуазного государства мелкобуржуазное направление примыкает к национальной демократии и подчас не уступает ей в остроте постановки вопроса, что мы увидим ниже на примере Дж. Ньераре.
Но в то же время — ив этом состоит вторая характерная черта данного направления — идеологов, типа Б. Онуохи отличает от национальных демократов7 неумение сделать из реалистических наблюдений над классовой природой буржуазного, государства, из частного случая правильный вывод о классовом характере государства вообще, всякого государства, т. е. в том числе и молодых африканских государств. Как только, речь заходит о понимании существа, политической власти в странах, недавно добившихся независимости, политической власти, призванной осуществить принципы социальной справедливости, трезвый реализм оставляет мелкобуржуазных идеологов, они становятся романтиками, преисполненными иллюзий о надклассовой власти.
«Африканское социалистическое государство, — пишет Б. Онуоха, — должно рассматриваться как большая семья, в которой уважение к каждому ее члену сочетается с преданностью отечеству. Чтобы этот первый принцип не превратился в сентиментальную болтовню, следует принять заблаговременно меры для его инсти-туционализации. Обособление, возникающее на основе трибализма, религиозного фанатизма и социальной стратификации, должно быть поставлено вне закона, а поощрение этих различий должно быть, объявлено уголовным преступлением».
В этом отрывке, как и во всей книге Онуохи, чувствуется не только его искренний протест против неравенства, но и его непонимание того факта, что борьба с ним возможна лишь на той основе, которая им создается, т. е. на основе классовой стратификации, а не на разрушаемой неуклонно этим растущим неравенством идиллической патриархальной основе «большой семьи». Пытаясь представить африканские государства как инструмент всеобщего блага, Онуоха лишает их классовой ориентации. Он осуждает не просто эксплуататорские тенденции, но всякое классовое обособление, т. е. и формирование и идейно-политическое самоопределение трудящихся. Всему этому противопоставляется идеал государства — большой семьи, закономерное следствие непонимания глубины и неотвратимости тенденций классовой борьбы в африканском обществе.
Наконец, третьей чертой, определяющей представления
мелкобуржуазной ветви африканской, политической
мысли о сущности государства, являются анархистские нотки, логически,
вытекающие из патриархальных иллюзий.
Судьба анархистских увлечений в современном национально-освободительном движении весьма противоречива. С одной стороны, для них, несомненно, существует благоприятная социально-экономическая и психологическая атмосфера, создаваемая крестьянским мелкотоварным производством, мелкобуржуазным характером основной массы городского населения, участвующего в политической жизни. С другой стороны, потребность ускоренного экономического развития в условиях империалистической эксплуатации делает совершенно очевидной необходимость опоры на государство, всестороннего его использования, и это подрывает саму основу анархистских концепций - отрицание государства.