Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
В его понимании на
первый план выступает не отношение различных классов к политической власти, а
цели, которые ставит перед собой политическая власть, методы ее деятельности и
т. п. Приняв термин «диктатура пролетариата», лидеры КПТ продемонстрировали,
что им чужды какие бы то ни было предрассудки относительно
научного социализма. В то же время подчеркивание социалистических целей и тенденций соседствует с определением
конголезской государственности как народной революционной власти вполне
созвучным представлениям национальных демократов других африканских стран.
Отметим, что при некоторой расплывчатости таких терминов, как «демократическая диктатура народа» и т. п., они в общем соответствуют той оценке, которую дают марксисты, в частности африканские, государственной власти в странах, избравших некапиталистический путь,— «диктатура антиимпериалистических и прогрессивных классов».
Государство, рассматриваемое африканскими идеологами как главный инструмент осуществления прогрессивных преобразований, естественно «наделяется ими широкими полномочиями в различных» областях жизни.
Об основных направлениях деятельности, государства позволяет судить речь Г. А. Насера от 30 марта 1968 г.
Говоря в этой речи о перспективах развития революции, он уделил особое внимание политическому режиму, государственной надстройке. Насер подчеркнул необходимость построения в Египте современного государства, подходящего к решению многообразных проблем во всеоружии научных и технических знаний. Для создания такого государства, по мнению Насера, необходимо формирование на национальном уровне специализированных советов в главных сферах государственной деятельности. Перечень этих советов и дает картину основных функций молодых африканских государств.
Речь идет о национальном экономическом совете (с отделениями промышленности, сельского хозяйства, финансов, науки и техники), социальном совете (с отделениями просвещения, здравоохранения и различных общественных служб), совете по вопросам культуры (с отделениями искусства, литературы и информации) и национальном совете обороны.
Если к этим сферам государственной деятельности прибавить еще охранительные функции и внешние сношения, мы получим полный перечень государственных функций, с которым согласится любой африканский идеолог. В этом представители трех основных направлений новейшей африканской политической мысли едины, так же как и в том, что все функции государства призваны обеспечить быстрое развитие по пути прогресса.
Африканские политические деятели уделяют большое внимание конкретным задачам, стоящим перед государством в каждой из названных областей. Эти вопросы подробно исследуются в подготовленной в Институте государства и права АН СССР коллективной монографии. В данной работе целесообразно рассмотреть лишь некоторые ключевые представления о функциях государства, имеющие принципиальное значение для идейно-политической платформы и позволяющие выявить разницу в подходе к проблеме у представителей трех главных направлений африканской политической мысли.
Совершенно очевидно, что общие концепции государства, социализма, классовой структуры общества в значительной мере должны определять понимание функций государства. Вместе с тем нельзя не отметить, что национальным демократам не всегда удается согласовать деятельность государства и свои представления о ней с теми элементами классового анализа, которые уже вошли в их идейно-теоретический арсенал. Когда Г. А. Насер говорил о необходимости законодательной защиты революции, он имел в виду вполне определенное понимание революции в духе Хартии национального действия. Но в то же время абстрактная формулировка задач охранительной функции государства может быть использована противниками национальной демократии, ибо сама по себе она далеко не полностью определяет понимание революции, не оттеняет в необходимой степени классового характера охранительной деятельности государства.
Нечто подобное наблюдается, и при определении задач государства в области просвещения и культуры. Бесспорно, перед всеми развивающимися странами стоит много общих задач в области культуры и образования, но решаются они на основе различных политических платформ.