Интернет-книга, читайте с удовольствием!

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

В его понимании на первый план выступает не отношение различных классов к политиче­ской власти, а цели, которые ставит перед собой поли­тическая власть, методы ее деятельности и т. п. Приняв термин «диктатура пролетариата», лидеры КПТ продемонстрировали, что им чуж­ды какие бы то ни было предрассудки относительно
научного социализма. В то же время подчеркивание социалистических целей и тенденций соседствует с оп­ределением конголезской государственности как народ­ной революционной власти вполне созвучным представлениям национальных демократов других африканских стран.

Отметим, что при некоторой расплывчатости таких терминов, как «демократическая диктатура народа» и т. п., они в общем соответствуют той оценке, которую дают марксисты, в частности африканские, государственной власти в странах, избравших некапиталистиче­ский путь,— «диктатура антиимпериалистических и про­грессивных классов».

 

Государство, рассматриваемое африканскими идео­логами как главный инструмент осуществления прогрес­сивных преобразований, естественно «наделяется ими широкими полномочиями в различных» областях жизни.

Об основных направлениях деятельности, государства позволяет судить речь Г. А. Насера от 30 марта 1968 г.

Говоря в этой речи о перспективах развития рево­люции, он уделил особое внимание политическому ре­жиму, государственной надстройке. Насер подчеркнул необходимость построения в Египте современного госу­дарства, подходящего к решению многообразных проб­лем во всеоружии научных и технических знаний. Для создания такого государства, по мнению Насера, необ­ходимо формирование на национальном уровне специа­лизированных советов в главных сферах государствен­ной деятельности. Перечень этих советов и дает картину основных функций молодых африканских государств.

Речь идет о национальном экономическом совете (с отделениями промышленности, сельского хозяйства, финансов, науки и техники), социальном совете (с отде­лениями просвещения, здравоохранения и различных общественных служб), совете по вопросам культуры (с отделениями искусства, литературы и информации) и национальном совете обороны.

Если к этим сферам государственной деятельности прибавить еще охранительные функции и внешние сно­шения, мы получим полный перечень государственных функций, с которым согласится любой африканский идеолог. В этом представители трех основных направ­лений новейшей африканской политической мысли еди­ны, так же как и в том, что все функции государства призваны обеспечить быстрое развитие по пути про­гресса.

Африканские политические деятели уделяют большое внимание конкретным задачам, стоящим перед государ­ством в каждой из названных областей. Эти вопросы подробно исследуются в подготовленной в Институте государства и права АН СССР коллективной монографии. В данной работе целесообразно рассмотреть лишь некоторые ключевые представления о функциях госу­дарства, имеющие принципиальное значение для идейно-политической платформы и позволяющие выявить разницу в подходе к проблеме у представителей трех глав­ных направлений африканской политической мысли.

Совершенно очевидно, что общие концепции государ­ства, социализма, классовой структуры общества в зна­чительной мере должны определять понимание функций государства. Вместе с тем нельзя не отметить, что на­циональным демократам не всегда удается согласовать деятельность государства и свои представления о ней с теми элементами классового анализа, которые уже вошли в их идейно-теоретический арсенал. Когда Г. А. Насер говорил о необходимости законодательной защи­ты революции, он имел в виду вполне определенное понимание революции в духе Хартии на­ционального действия. Но в то же время абстрактная формулировка задач охранительной функции государ­ства может быть использована противниками националь­ной демократии, ибо сама по себе она далеко не пол­ностью определяет понимание революции, не оттеняет в необходимой степени классового характера охрани­тельной деятельности государства.

Нечто подобное наблюдается, и при определении за­дач государства в области просвещения и культуры. Бесспорно, перед всеми развивающимися странами сто­ит много общих задач в области культуры и образова­ния, но решаются они на основе различных политиче­ских платформ.

Оглавление