Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
мократический характер. Нередко такой контроль оказывается вполне достаточным для регулирования отношений с частным капиталом, особенно на первых этапах становления самостоятельной национальной экономики.
Однако никакой контроль сам по себе не изменяет коренным образом отношений собственности, социальной структуры общества, не ликвидирует эксплуатации человека человеком. Установление государственного контроля — это лишь первый шаг, а национализация—это конечная мера, позволяющая разрешить проблему в корне. Соотношение этих мер, темпы и сроки их введения и т, п. зависят от политической и экономической обстановки в каждом конкретном случае.
Имеют значение экономические возможности государства, размеры и формы иностранной помощи, отрасли хозяйства, в которых господствует частная инициатива. Многое определяется и готовностью владельцев, капитала к честному сотрудничеству с правительством. Учитывая все эти обстоятельства, ряд африканских правительств, тяготеющих к национальной демократии, используют промежуточные меры, своего рода частичную национализацию, взятие государством контрольного, пакета акций в иностранных предприятиях. Эти меры широко применяются в Замбии, а также в Сьерра-Леоне, где ранее премьер-министр заявил, что не будет национализировано ни одно иностранное предприятие. Но при всей закономерности различий в темпах и формах проведения экономических преобразований необходимость привлечения иностранных инвестиций, так же как и использования местного частного капитала, не вызывает сомнений ни у кого из африканских политиков или идеологов. Однако для представителей буржуазно-реформистских тенденций, выдвигающих на первый план гарантии иностранным капиталовложениям, характерно забвение их антисоциалистического характера. В отличие от них национальная демократия дает диалектически гибкую оценку иностранных инвестиций, их необходимости и опасности. В Арушокой декларации записано: «Политика приглашения капиталистов приезжать к нам и создавать в нашей стране индустрию могла бы оказаться успешной в смысле создания всех необходимых нам видов промышленности, но она была бы также успешной и в предотвращении строительства социализма, если мы не верим, что социализм невозможно построить, не построив сперва капитализма».
Весьма различно решают представители основных течений африканской общественно-политической мысли и вопрос о соотношении индустрии и сельского хозяйства в планах развития. Для национал-реформистского крыла типичны представления о том, что важнейшей, первоочередной задачей экономической политики должно быть развитие сельского хозяйства. «Расширению и модернизации сельского хозяйства... должен быть отдан приоритет», — писал Т. Мбойя. Этой же линии придерживаются идеологи «сенегальского социализма». «Прежде всего,— говорил Л. Сенгор,— мы заметили, что формулы вроде «приоритета тяжелой индустрии» или «аграрной реформы» сами по себе не имеют магической силы. Вот почему в соответствии с разумными потребностями и нашей действительностью мы установили приоритет в следующем порядке: инфраструктура; сельское хозяйство; отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию; тяжелая промышленность». В третьем пятилетнем плане, одобренном VII съездом правящей партии Сенегала, вновь подчеркивается приоритет сельского хозяйства.
Такая постановка вопроса ведет к известному ослаблению роли государственного сектора в промышленности, к уступке позиций в этой сфере частной инициативе, в то же время она связана с опасностью длительного сохранения экономической зависимости от империализма.
Для национальной демократии, выступающей за экономическую независимость от империализма и сдерживание эксплуататорских тенденций местного капитала, вполне закономерна была постановка вопроса о первоочередном развитии индустрии и о ведущей роли государственного сектора. Однако некоторые представители национальной демократии допустили в этом отношении (как и при ускоренной национализации) известные перегибы. Грандиозные планы индустриализации не отвечали реальным потребностям, истощали скудные экономические ресурсы и не способствовали повышению уровня жизни народа (показателен в этом отношении пример Ганы). Поэтому в последние годы, продолжая уделять значительное внимание индустриальному развитию, национальные демократы с большим реализмом оценивают роль сельского хозяйства в национальной экономике.
Как бы подытоживая опыт национальной демократии, причем не только в своей стране, президент Народной республики Конго (Браззавиль) М.