Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Подобную позицию отстаивал аббат Пьер Канут. Он заявил, что «национализация — это крайняя мера, к которой следует прибегать только когда действительно нет возможности поступить иначе». Вместо прямолинейной национализации Канут предлагал диалог с предпринимателями, в ходе которого последние должны быть убеждены в необходимости отказаться от части своих прибылей в интересах страны.
Идеологи «сенегальского социализма» тоже ограничиваются «ориентацией» частного капитала в, направлении целей планирования и в «определенной: степени», по выражению Л. Сенгора, контролем над ним. В качестве ^методов контроля Л. Сенгор рекомендует длительный налоговый мораторий для новых капиталовложений или для вложений, соответствующих задачам планирования, подчинение частных предприятий социальному законодательству и возложение на частный капитал обязанности сотрудничать в строительстве школ, больниц и т. п. «Не может быть никакого вопроса о национализации в слаборазвитых странах — говорит Сенгор,— тот факт, что капиталисты обучают и нанимают африканский персонал, вкладывают в производство часть своих прибылей и платят налоги, означает, что во всех практических целях капитал национализирован».
Такая позиция мотивировалась и боязнью потерять инвестиции, и отсутствием подготовленных кадров, и риском неудач вследствие неумелого бюрократического управления. Все эти соображения серьезны сами по себе, но в контексте «сенегальского социализма» за ними просматриваются буржуазно-реформистские идеи о равенстве двух секторов социалистической экономики и о «социальной функции» частного капитала.
С Сенгором солидарны идеологи правящей партии Кении, В кенийской «Белой книге по африканскому социализму» говорится, что право контролировать использование экономических ресурсов принадлежит государству. Но далее подчеркивается, что было бы величайшим заблуждением отождествлять контроль с собственностью, ибо, с одной стороны, возможны злоупотребления и при общественной и при частной собственности, а с другой стороны, в обоих случаях возможен эффективный контроль. В результате происходит подмена идея национализации идеей масштаба (набора) средств контроля, с которой связано разнообразие форм привлечения частного капитала, причем не только местного, но и иностранного. В качестве главного метода контроля выдвигается прогрессивное налогообложение.
«Белая книга» объясняет социальные контрасты западного мира лазейками в налоговом законодательстве, а главную причину формирования крупного частного капитала видит в том, что прогрессивное налогообложение было введено слишком поздно. Вопрос о социальной природе государства при этом полностью игнорируется. Правда, воспев прогрессивное налогообложение как главный рычаг установления социальной справедливости, «Белая книга» спешит сделать реалистическую и очень существенную оговорку: «Чрезмерное налогообложение может просто вытеснить капитал за границу, где налоги ниже, и затруднить приток иностранного капитала, необходимого для развития».
Эти рассуждения «Белой книги» — закономерное следствие представлений о наличии различных форм собственности как неотъемлемом признаке социализма. Как справедливо отметил К. Батса, «кенийская программа ясно отвергает принцип, согласно которому собственность определяет контроль».
Отрицательное отношение к национализации распространяется сторонниками национал-реформизма и на иностранные предприятия. Стремясь укрепить экономическую независимость, они планируют передачу их не государству, а частному сектору. Дж. Кениата говорил, что «важнейшая задача на грядущие годы заключается в передаче экономики страны из рук иностранцев в руки кенийских граждан». На I съезде Демократической партии Габона была одобрена политика «управляемого либерализма» и меры по ускорению «габонизации» частного сектора. В докладе Л. Сенгора VII съезду Сенегальского прогрессивного союза национализации противопоставлялась «сенегализация» промышленности.
Разумеется, к вопросу о национализации и контроле нельзя подходить однозначно. Они представляют собой средства государственного регулирования экономики, значение которых зависит от конкретных условий, от характера политической власти и преобразований, от исторического этапа, переживаемого страной.
Государственный контроль над деятельностью частного, в том числе и иностранного, капитала является большим шагом вперед, если этот контроль эффективен и встречает поддержку и понимание трудящихся масс, т. е., если он носит не только ведомственный, но и де