Интернет-книга, читайте с удовольствием!

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Разногласия между двумя направлениями панафриканизма сконцентрировались ныне на практически важном вопросе об отношении к региональным союзам аф­риканских стран.

Последовательные сторонники идеи создания Соеди­ненных Штатов Африки выступают против региональ­ных группировок, видя в них препятствие на пути объ­единения в континентальных масштабах. Такова пози­ция К. Нкрумы. Конференция народов Африки, проис­ходившая в Аккре в 1958 г. под заметным воздействием идей нкрумаизма, определенно высказалась против ре­гиональных решений.

Отношение К. Нкрумы к региональным группиров­кам отнюдь не отвечает традициям панафриканского движения. Дж. Пэдмор рассматривал такие группиров­ки как ступеньку к более широкому объединению. «Са­моопределение зависимых территорий является пред­посылкой федерирования самоуправляющихся госу­дарств на региональной основе, ведущего в конце концов к созданию Соединенных Штатов Африки», — писал Дж. Пэдмор. В соответствии с этими идея­ми организованный К. Нкрумой Западноафриканский национальный секретариат на созванной в Лондоне в 1946 г. конференции высказался не только за самоопре­деление в рамках колониальных территорий, но и за создание Западноафриканской федерации как необходи­мого рычага для осуществления конечной цели Соеди­ненных Штатов Африки.

Противоположен подход к проблеме Л. Сенгора. «Мы недооценили действительную силу территориализ-ма, микронационализма в Африке, — писал президент Сенегала. — Африканское единство не предназначено для завтрашнего дня, даже в форме СШ Африки, за которые я боролся. Давайте будем говорить просто о Союзе и попытаемся перегруппировать независимые аф­риканские государства на основе региональной и куль­турной близости». Президент Республики Чад Ф. Томбалбай придерживается того же мнения. «Хоро­шо,—пишет он, —что есть общий путь для всех афри­канских государств, путь свободной перегруппировки, объединения групп с целью разработки и осуществления совместных экономических планов». Такая позиция, бесспорно, преобладает в настоящее время на африканской политической сцене.

Разумеется, идеи региональных союзов или немед­ленного создания Соединенных Штатов Африки отстаи­ваются на основе разных политических платформ. Но в данном вопросе произошло как бы смешение основных направлений африканской политической мысли. Ради­кальный панафриканизм, требующий создания надна­ционального государства, вовсе не является типичной платформой или квалифицирующим признаком нацио­нальной демократии, хотя его и отстаивает выдающийся представитель этого направления К. Нкрума, а многие его сторонники, отвергая региональные союзы, выступа­ют в первую очередь против буржуазно-реформистских и неоколониалистских тенденций, против стремления к объединению под эгидой бывших метрополий, что ясно выразил А. Секу Туре в речи на массовом митинге 19 февраля 1971 г. Линия на региональные союзы сама по себе вовсе не означает буржуазно-реформистских тенденций.

Требование немедленного объединения всего конти­нента на сегодняшний день является максималистским. Оно хорошо как указание далекой цели, но как конкрет­ная политическая задача нереалистично. Это осознали многие африканские национальные демократы, высту­пающие за постепенное движение к объединению, в частности на основе региональных союзов — продикто­ванной жизнью формы сближения и укрепления афри­канских государств. Выступая по случаю пятой годов, шины ОАЕ, бывший президент Мали М. Кейта среди побед объединительных усилий африканских народов назвал региональную группировку стран Восточной, Центральной и Западной Африки. О. Одинга отстаивает идею федерации Юго-Восточной Африки и ратует за ее скорейшее претворение в жизнь. Основным предметом идейно-политиче­ской борьбы в Африке будет служить не необходимость местных объединений самих по себе, а внутренняя и внешняя политика, ориентация этих объединений.

Опыт приводит передовых африканских политиков и идеологов к убеждению, что любая форма объединения, любая региональная или более широкая группировка стран хороши, если они стоят на позициях антиимпериа­лизма, если они направлены против неоколониализма и проводят прогрессивную внутреннюю политику.

Оглавление