Интернет-книга, читайте с удовольствием!

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Нгуаби заяв­ляет: «Социологическое исследование жизни нашего народа показало нам, что нельзя добиться успеха в строительстве социалистического общества, развивая без меры тяжелую индустрию, требующую огромных жертв и вложений, непосильных для нашего сегодняшнего хо­зяйства. Вот почему, сознавая, что гармоническое раз­витие нашей экономики зависит от индустриализации страны и модернизации сельского хозяйства, мы счита­ем необходимым обратить внимание на ситуацию в де­ревне, на реальное положение нашего крестьянства, на условия его жизни, на его реальные средства труда».

В более ранних документах национальной демокра­тии также проводится мысль, что успешное развитие сельского хозяйства составляет в африканских условиях надежную основу национальной экономики и в том чис­ле проектов индустриализации. «Мы допускаем ошибку, думая, что развитие начинается с промышленности,— записано в Арушской декларации. Это ошибка, потому что мы не обладаем средствами для становления мно­гих видов современной промышленности в нашей стране». «Прогресс гвинейских крестьян следует отныне рассматривать как решающий ключ к нашей победе в деле индустриализации страны»,— провозгласил VIII съезд ДПГ. «Сельское хозяй­ство,— говорил А Секу Туре,— создает индустрию, ко­торая в свою очередь способствует развитию сельского хозяйства и осуществляет руководство им».

* * *

Внешние функции государства приобретают в усло­виях развивающихся стран особую важность. Возникшее в борьбе с внешним противником — колониализмом, го­сударство начинает свою деятельность с определения отношений с внешней силой — метрополией, с прекраще­ния внешнего вмешательства. С другой стороны, в ус­ловиях слаборазвитой, аграрной и крайне односторонней экономики сотрудничество с зарубежными странами становится крайне необходимым для национального раз­вития. Если говорить о таком знаменательном явлении новейшей истории Африки, как некапиталистический путь развития, то и здесь первейшим условием его осу­ществления являются поддержка социалистических стран, сотрудничество и взаимодействие с мировым ре­волюционным движением, т. е. опять-таки внешние функ­ции государства.

Практика развивающихся стран выработала неко­торые общие направления и принципы внешнеполи­тической деятельности, представляющие основу для известной консолидации усилий. К внешним функциям африканских государств следует отнести обеспечение мирного сосуществования; борьбу с империалистической эксплуатацией, остатками колониализма, расизмом, экономическое и политическое сотрудничество с зару­бежными странами. Одним из важнейших принципов участия в международной жизни, разделяемым боль­шинством африканских идеологов и политиков, являет­ся неприсоединение и позитивный нейтралитет.

Однако в рамках этих общих принципов, свойствен­ных в той или иной мере всем неприсоединившимся странам, проявляются те же различия, что и в области внутренней политики, те же главные идейно-политиче­ские направления. И это вполне закономерно. Здесь находит выражение принципиальное единство и тесней­шее взаимодействие внутренних и внешних функций го­сударства, определяемое его социально-политической направленностью, его классовой природой.

Самый факт связи внешних и внутренних функций признается африканскими идеологами, хотя его обус­ловленность сущностью государства, классовым харак­тером главных идейно-политических направлений неред­ко ускользает от них. Видный сенегальский государственный деятель Д. Тиам писал, что «внутренняя и внеш­няя политика— это два аспекта неделимой реальности, внутренние факторы влияют на международную поли­тику, а внешние факторы рождают отзвук в домашних делах».

Неодинаковая классово-политическая ориентация представителей основных направлений африканской об­щественной мысли сказывается в той трактовке, которую они дают внешним функциям развивающихся госу­дарств.

Во второй главе отмечалось, что африканские идео­логи по-разному понимают антиимпериалистическую борьбу, ее роль в сегодняшней политической жизни.

Одни, как X. Бургиба, считают, что цели националь­но-освободительного движения достигнуты и поэтому следует забыть прошлые конфликты с империалистиче­скими державами. Политические деятели стран, ближе расположенных к - фронтам антиимпериалистической борьбы, рассуждают иначе, для них борьба не закон­чена до тех пор, пока в Африке еще существуют оплоты

Оглавление