Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Нгуаби заявляет: «Социологическое исследование жизни нашего народа показало нам, что нельзя добиться успеха в строительстве социалистического общества, развивая без меры тяжелую индустрию, требующую огромных жертв и вложений, непосильных для нашего сегодняшнего хозяйства. Вот почему, сознавая, что гармоническое развитие нашей экономики зависит от индустриализации страны и модернизации сельского хозяйства, мы считаем необходимым обратить внимание на ситуацию в деревне, на реальное положение нашего крестьянства, на условия его жизни, на его реальные средства труда».
В более ранних документах национальной демократии также проводится мысль, что успешное развитие сельского хозяйства составляет в африканских условиях надежную основу национальной экономики и в том числе проектов индустриализации. «Мы допускаем ошибку, думая, что развитие начинается с промышленности,— записано в Арушской декларации. Это ошибка, потому что мы не обладаем средствами для становления многих видов современной промышленности в нашей стране». «Прогресс гвинейских крестьян следует отныне рассматривать как решающий ключ к нашей победе в деле индустриализации страны»,— провозгласил VIII съезд ДПГ. «Сельское хозяйство,— говорил А Секу Туре,— создает индустрию, которая в свою очередь способствует развитию сельского хозяйства и осуществляет руководство им».
* * *
Внешние функции государства приобретают в условиях развивающихся стран особую важность. Возникшее в борьбе с внешним противником — колониализмом, государство начинает свою деятельность с определения отношений с внешней силой — метрополией, с прекращения внешнего вмешательства. С другой стороны, в условиях слаборазвитой, аграрной и крайне односторонней экономики сотрудничество с зарубежными странами становится крайне необходимым для национального развития. Если говорить о таком знаменательном явлении новейшей истории Африки, как некапиталистический путь развития, то и здесь первейшим условием его осуществления являются поддержка социалистических стран, сотрудничество и взаимодействие с мировым революционным движением, т. е. опять-таки внешние функции государства.
Практика развивающихся стран выработала некоторые общие направления и принципы внешнеполитической деятельности, представляющие основу для известной консолидации усилий. К внешним функциям африканских государств следует отнести обеспечение мирного сосуществования; борьбу с империалистической эксплуатацией, остатками колониализма, расизмом, экономическое и политическое сотрудничество с зарубежными странами. Одним из важнейших принципов участия в международной жизни, разделяемым большинством африканских идеологов и политиков, является неприсоединение и позитивный нейтралитет.
Однако в рамках этих общих принципов, свойственных в той или иной мере всем неприсоединившимся странам, проявляются те же различия, что и в области внутренней политики, те же главные идейно-политические направления. И это вполне закономерно. Здесь находит выражение принципиальное единство и теснейшее взаимодействие внутренних и внешних функций государства, определяемое его социально-политической направленностью, его классовой природой.
Самый факт связи внешних и внутренних функций признается африканскими идеологами, хотя его обусловленность сущностью государства, классовым характером главных идейно-политических направлений нередко ускользает от них. Видный сенегальский государственный деятель Д. Тиам писал, что «внутренняя и внешняя политика— это два аспекта неделимой реальности, внутренние факторы влияют на международную политику, а внешние факторы рождают отзвук в домашних делах».
Неодинаковая классово-политическая ориентация представителей основных направлений африканской общественной мысли сказывается в той трактовке, которую они дают внешним функциям развивающихся государств.
Во второй главе отмечалось, что африканские идеологи по-разному понимают антиимпериалистическую борьбу, ее роль в сегодняшней политической жизни.
Одни, как X. Бургиба, считают, что цели национально-освободительного движения достигнуты и поэтому следует забыть прошлые конфликты с империалистическими державами. Политические деятели стран, ближе расположенных к - фронтам антиимпериалистической борьбы, рассуждают иначе, для них борьба не закончена до тех пор, пока в Африке еще существуют оплоты