Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
лениями африканской политической мысли, становится особенно очевиден при сравнении их взглядов на диктатуру.
Для представителей буржуазно-реформистского крыла политической мысли основной пафос этой проблемы, горячо обсуждаемой в африканской литературе, заключается в отрицании марксистской концепции классовой сущности революционного государства. Л. Сенгор говорит, что вопрос о диктатуре пролетариата не может возникнуть перед сенегальцами, так как за отсутствием буржуазии у сенегальцев не может быть и никакого пролетариата. Один из виднейших теоретиков африканского национал-реформизма не раз возвращается к этой мысли, причем всегда в плане полемики с марксистами, как будто последние выдвигают идею диктатуры пролетариата в качестве непосредственной задачи для Сенегала или какой-либо другой африканской страны.
На самом же деле научный социализм никогда не обращался к африканским странам с лозунгом немедленного установления диктатуры пролетариата. Марксисты прекрасно сознают, что рабочий класс африканских стран малочислен и пока еще не созрел ни в идейно-политическом, ни в организационном отношении для того, чтобы занять руководящее положение в государстве, что в силу этого этап диктатуры пролетариата еще не наступил в африканском революционном движении.
В качестве закономерных предшественников диктатуры пролетариата выступают государство широкого фронта демократических антиимпериалистических сил и, как более высокий этап, диктатура трудящихся масс, приближающаяся к революционно-демократической диктатуре пролетариата и крестьянства. Эти переходные формы призваны подготовить почву для государства, которое возьмет на себя осуществление последовательно социалистических преобразований, т. е. функций диктатуры пролетариата.
Таким образом, главное расхождение между марксизмом и буржуазно-реформистским крылом африканской политической мысли вовсе не в отношении к диктатуре пролетариата. Некоторые адепты «африканского социализма» пытаются изобразить дело так, будто мыслить по-марксистски — значит всегда и всюду выступать за немедленное установление диктатуры пролетариата. Подобные попытки рассчитаны на то, чтобы дискредитировать марксизм в глазах плохо осведомлённых людей. С этой целью производится своеобразная подмена тезиса. На первый план выдвигается опровержение идеи диктатуры пролетариата, тогда как, по существу, отрицается классовая сущность государства вообще, понимание всякого государства в антагонистическом обществе как диктатуры класса. Вульгаризируя/'понятие диктатуры пролетариата и затем отвергая его, представители национал-буржуазной реформистской ветви африканской мысли стремятся вытравить из сознания африканцев представление о классовом характере государства вообще. Эту позицию четко выразил X. Бургиба. «Мы отказываемся от диктатуры во всех ее формах (курсив мой.— О. М.), даже если она называется диктатурой пролетариата, мы не признаем ни за какой общественной категорией исключительного права осуществлять власть и господствовать над другими слоями общества, господствовать должен только общий интерес, то есть интерес всего народа без дискриминации и привилегий».
Другой формой борьбы с идеей революционной диктатуры трудящихся масс под флагом борьбы с диктатурой пролетариата является перенос проблемы из сферы понятий, определяющих сущность государства, в сферу представлений о его формах и методах политической власти.
Для марксиста государство и диктатура — синонимы до тех пор, пока в обществе существуют антагонистические противоречия. Это предполагает постановку вопроса о формах всякой диктатуры, т. е. всякого государства, в том числе и диктатуры пролетариата. Противники идеи диктатуры на Африканском континенте стараются представить дело так, как будто диктатура пролетариата определяется не столько классовым существом, сколько формами осуществления власти. Отсюда диктатура изображается как отрицание демократии, как беззаконие, как синоним тоталитаризма.
Габриель д'Арбусье пишет об «африканском социализме»: «Мы думаем, что он будет... демократическим; а не тоталитарным, основанным на принципе господства права, а не на принципе диктатуры класса». «Для нас, - говорит Л. Сенгор, — реальной проблемой была не диктатура, а демократия». Метафизическое противопоставление диктатуры и демократии, самые представления о том, что диктатура класса непременно носит надзаконный характер и по природе своей противоречит идее господства права и т. п., не имеют ничего общего с марксизмом и не могут быть отнесены к серьезным попыткам критики марксизма.