Интернет-книга, читайте с удовольствием!

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Основой эффективности государства и справед­ливости его линии является не тесная связь с прогрес­сивными общественными силами, а независимость от них. Государство как бы выделяется из общества. При этом усиленно подчеркивается некая мистическая — вне классов и вопреки классам — связь его с народом.

Еще в 1967 г. К. Каунда видел гарантию от усиле­ния классовой дифференциации и обострения классовых конфликтов в том, что «главой государства избирается или назначается вождь народа и он управляет нацио­нальным богатством, таким, как, например, земля, в полном сознании того, что он делает это по приказанию нации и ответствен перед ней за все, что бы он ни сде­лал».

Вождь, окруженный верными приверженцами, опи­рающийся на армию и обращающийся непосредственно, к народным массам, минуя классы, стоя над ними, оста­ваясь незатронутым их интересами и борьбой,— вот ти­пичное для ряда африканских идеологов на определен­ном этапе развития политической мысли представление о государстве. Оно закономерно вытекает из непоследо­вательности анализа классовой структуры общества, а в известной мере и отрицательного отношения к классо­вой борьбе, которая не понимается еще как неизбежная форма развития общества.

В то же время идея независимости политической власти от классов, своего рода балансирования между интересами различных классов в своеобразной, хотя и далекой от научной постановки вопроса, форме отра­зила некоторые реальные моменты современной афри­канской государственности. Сложность классовой струк­туры африканского общества, слабость некоторых клас­сов, взаимодействие и столкновения классовых интере­сов в действительности приводят иногда в странах Аф­рики к известной самостоятельности политической власти по отношению к классам. Разумеется, эта кажущая­ся независимость, эта относительная самостоятельность, в той или иной мере всегда присущая государственной власти, отнюдь не лишает государство классового ха­рактера. Однако та истина, что деятельность государ­ства не может не быть классовой, оказывается иногда недооцененной, анализ ограничивается констатацией внешней независимости политической власти от классов.

Повседневная деятельность национальных демокра­тов, стоящих у руля государства, преодоление сопротив­ления, оказываемого империализмом и реакцией нека­питалистическому развитию, невозможность опереться в периоды обострения политической борьбы на иные слои, кроме трудящихся масс, понимание исторической общности национально-освободительных революций с мировой системой социализма постепенно приводят ряд африканских идеологов к отказу от представления о го­сударстве как выразителе интересов всех классов или к его своеобразной интерпретации, когда под общим благом понимаются интересы антиимпериалистического блока — «позитивного действия», «трудящихся сил на­рода» и т. п. При этом чем последовательнее признание классовой борьбы, тем рельефнее выступает особая связь государства с интересами самых последовательных бор­цов за независимость и социальную справедливость — трудящихся.

Дж. Ньерере говорил, что только власть крестьян и рабочих, а не национализация является признаком со­циализма. Уже приводилось заявле­ние бывшего алжирского министра А. Зердани о том, что союз рабочего класса и крестьянства представляет собой фундамент революционной власти. В Хартии на­циональных действий АРЕ говорилось, что действенное руководство в государстве принадлежит народным си­лам, во главе которых стоят крестьяне и рабочие. Алжирская хартия решительно отвергает представ­ление о государстве как о надклассовом регуляторе жизни общества: «Государство не есть простое подчи­нение меньшинства большинству. Это организация, ко­торая во имя интересов трудящихся масс навязывает свой закон привилегированным. До тех пор, пока будут существовать очаги капитализма и стремление к част­ному обогащению, до тех пор граждане должны будут подвергаться организованному принуждению, чтобы они не расточали национальное достояние и не присваивали несоразмерную долю фондов потребления». В интервью, опубликованном в ноябре 1968 г., X. Вумедьен заявил, что «государство должно быть постав­лено на службу трудящимся массам и охранять инте­ресы крестьян и рабочих».

Таким образом, несмотря на некоторые колебания и противоречия, вызванные незавершенностью анализа классовой борьбы, национальные демократы все ближе подходят к последовательному классовому пониманию сущности государства. Огромный шаг вперед, сделанный ими в этом отношении по сравнению с другими направ­

Оглавление