Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Основой эффективности государства и справедливости его линии является не тесная связь с прогрессивными общественными силами, а независимость от них. Государство как бы выделяется из общества. При этом усиленно подчеркивается некая мистическая — вне классов и вопреки классам — связь его с народом.
Еще в 1967 г. К. Каунда видел гарантию от усиления классовой дифференциации и обострения классовых конфликтов в том, что «главой государства избирается или назначается вождь народа и он управляет национальным богатством, таким, как, например, земля, в полном сознании того, что он делает это по приказанию нации и ответствен перед ней за все, что бы он ни сделал».
Вождь, окруженный верными приверженцами, опирающийся на армию и обращающийся непосредственно, к народным массам, минуя классы, стоя над ними, оставаясь незатронутым их интересами и борьбой,— вот типичное для ряда африканских идеологов на определенном этапе развития политической мысли представление о государстве. Оно закономерно вытекает из непоследовательности анализа классовой структуры общества, а в известной мере и отрицательного отношения к классовой борьбе, которая не понимается еще как неизбежная форма развития общества.
В то же время идея независимости политической власти от классов, своего рода балансирования между интересами различных классов в своеобразной, хотя и далекой от научной постановки вопроса, форме отразила некоторые реальные моменты современной африканской государственности. Сложность классовой структуры африканского общества, слабость некоторых классов, взаимодействие и столкновения классовых интересов в действительности приводят иногда в странах Африки к известной самостоятельности политической власти по отношению к классам. Разумеется, эта кажущаяся независимость, эта относительная самостоятельность, в той или иной мере всегда присущая государственной власти, отнюдь не лишает государство классового характера. Однако та истина, что деятельность государства не может не быть классовой, оказывается иногда недооцененной, анализ ограничивается констатацией внешней независимости политической власти от классов.
Повседневная деятельность национальных демократов, стоящих у руля государства, преодоление сопротивления, оказываемого империализмом и реакцией некапиталистическому развитию, невозможность опереться в периоды обострения политической борьбы на иные слои, кроме трудящихся масс, понимание исторической общности национально-освободительных революций с мировой системой социализма постепенно приводят ряд африканских идеологов к отказу от представления о государстве как выразителе интересов всех классов или к его своеобразной интерпретации, когда под общим благом понимаются интересы антиимпериалистического блока — «позитивного действия», «трудящихся сил народа» и т. п. При этом чем последовательнее признание классовой борьбы, тем рельефнее выступает особая связь государства с интересами самых последовательных борцов за независимость и социальную справедливость — трудящихся.
Дж. Ньерере говорил, что только власть крестьян и рабочих, а не национализация является признаком социализма. Уже приводилось заявление бывшего алжирского министра А. Зердани о том, что союз рабочего класса и крестьянства представляет собой фундамент революционной власти. В Хартии национальных действий АРЕ говорилось, что действенное руководство в государстве принадлежит народным силам, во главе которых стоят крестьяне и рабочие. Алжирская хартия решительно отвергает представление о государстве как о надклассовом регуляторе жизни общества: «Государство не есть простое подчинение меньшинства большинству. Это организация, которая во имя интересов трудящихся масс навязывает свой закон привилегированным. До тех пор, пока будут существовать очаги капитализма и стремление к частному обогащению, до тех пор граждане должны будут подвергаться организованному принуждению, чтобы они не расточали национальное достояние и не присваивали несоразмерную долю фондов потребления». В интервью, опубликованном в ноябре 1968 г., X. Вумедьен заявил, что «государство должно быть поставлено на службу трудящимся массам и охранять интересы крестьян и рабочих».
Таким образом, несмотря на некоторые колебания и противоречия, вызванные незавершенностью анализа классовой борьбы, национальные демократы все ближе подходят к последовательному классовому пониманию сущности государства. Огромный шаг вперед, сделанный ими в этом отношении по сравнению с другими направ