Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Идеологи национально-освободительного движения арабских стран Африки также уделяют внимание проблеме африканского единства. Они выступают за солидарность с Африкой южнее Сахары, за поддержку антиимпериалистической борьбы негритянских народов, за сотрудничество в рамках ОАЕ. В то же время проблема единства приобретает для них иной аспект, ибо на первое место, естественно, ставится единство арабских стран.
Еще в книге «Философия революции» Г. А. Насер уделил большое внимание проблеме арабского единства. «Нет никакого сомнения, — писал он, — что арабский круг наиболее важен и близок для нас. Его история сливается с нашей. Мы испытываем те же трудности, пережили те же кризисы... Религия также объединяет арабский мир с нами... Один район, одинаковые исторические факторы и условия и даже те же самые силы, противостоящие всем. Было ясно, что империализм является самой важной из этих сил... Поскольку район един, его условия, проблемы, его будущее и даже его враг одинаковы, сколь бы ни были различны маски, которыми этот враг прикрывает свое лицо, почему же мы должны рассеивать наши усилия? Я признаюсь, — продолжает Насер,— что я предвидел большие препятствия на пути совместной борьбы. Но в то же время я верю, что эти камни преткновения будут устранены…».
В попытках добиться арабского единства, которыми насыщена послевоенная история арабского национально-освободительного движения, были ошибки, поспешность, хотя и продиктованные хорошими намерениями были, как есть и сейчас, максималистские, псевдореволюционные требования и проекты, напоминающие некоторые толкования панафриканизма. Однако опыт борьбы не прошел бесследно и привел ряд арабских лидеров к реалистическому пониманию путей и форм осуществления арабского единства. Одним из наиболее разумных и обогащенных опытом прошедших лет представляется путь решения этой проблемы, разработанный в Хартии национальных действий АРЕ.
В разделе Хартии, посвященном арабскому единству говорится прежде всего о путях и методах, к которым не следует прибегать для. осуществления этой цели ибо они доказали свою ошибочность и вредность
В первую очередь это относится к всевозможному давлению, навязыванию сближения. «Единство не может и не должно быть навязано, — записано в Хартии. — Основные стремления нации должны быть одинаково благородны с точки зрения как целей, так и средств. Столь же решительно отметается представление об арабском единстве как о шаблоне, раз и навсегда установленной форме, подлежащей применению ко всем странам независимо от политической обстановки. Этому примитивному представлению противопоставлен в Хартии тезис о постепенном, поэтапном движении к цели. «Арабское единство не является единообразной конституционной формой, которая неизбежно должна применяться во всех случаях. Это скорее долгий путь с несколькими этапами, ведущими к конечной цели».
Наконец, Хартия АРЕ предостерегает от всякой поспешности, неизбежно оборачивающейся, в конце концов, против объединительных тенденций: «Как показывает опыт, ускорение различных этапов движения к единству создает экономические и социальные лазейки, которые могут быть использованы элементами, противостоящими единству, для его подрыва».
Большим завоеванием теоретической мысли арабского национализма явилось признание того факта, что объединение становится реальной целью только при наличии общей социальной базы движения, идейной и политической общности, принципиальной близости внешне- и внутриполитической ориентации. (Среди идеологов, панафриканизма эта мысль не получила пока широкого признания.) «В арабском мире, — записано в Хартии — любое национальное правительство, представляющее волю и борьбу народа в рамках национальной, независимости, является шагом к единству, в том смысле, что это устраняет все противоречия между этим правительством и конечной целью единства». Таким образом, единство мыслится на принципиальной основе, на основе подлинно народных режимов, в силу этого борьба за установление революционных режимов предстает как путь к установлению единства. Отсюда усилия, направленные на то, чтобы «открыть все каналы для сотрудничества между всеми национальными прогрессивными движениями в арабском мире». Линия на единство, намеченная Хартией, заключается в том, чтобы использовать все возможности, которые хотя бы временно и частично способствуют достижению конечной цели: «Любое частичное объединение в арабском мире, выражающее волю двух или нескольких арабских народов, является значительным шагом к единству». Показательно, что стремление сотрудничать в первую очередь с революционными режимами, понимаемое как основа будущего единства, вовсе не приводит авторов Хартии к изоляционизму по отношению к другим арабским странам,