Интернет-книга, читайте с удовольствием!

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Идеологи национально-освободительного движения арабских стран Африки также уделяют внимание проб­леме африканского единства. Они выступают за соли­дарность с Африкой южнее Сахары, за поддержку антиимпериалистической борьбы негритянских народов, за сотрудничество в рамках ОАЕ. В то же время проб­лема единства приобретает для них иной аспект, ибо на первое место, естественно, ставится единство араб­ских стран.

Еще в книге «Философия революции» Г. А. Насер уделил большое внимание проблеме арабского единства. «Нет никакого сомнения, — писал он, — что арабский круг наиболее важен и близок для нас. Его история сливается с нашей. Мы испытываем те же трудности, пережили те же кризисы... Религия также объединяет арабский мир с нами... Один район, одинаковые истори­ческие факторы и условия и даже те же самые силы, противостоящие всем. Было ясно, что империализм является самой важной из этих сил... Поскольку район един, его условия, проблемы, его будущее и даже его враг одинаковы, сколь бы ни были различны маски, ко­торыми этот враг прикрывает свое лицо, почему же мы должны рассеивать наши усилия? Я признаюсь, — про­должает Насер,— что я предвидел большие препят­ствия на пути совместной борьбы. Но в то же время я верю, что эти камни преткновения будут устранены…».

В попытках добиться арабского единства, которыми насыщена послевоенная история арабского националь­но-освободительного движения, были ошибки, поспеш­ность, хотя и продиктованные хорошими намерениями были, как есть и сейчас, максималистские, псевдорево­люционные требования и проекты, напоминающие неко­торые толкования панафриканизма. Однако опыт борь­бы не прошел бесследно и привел ряд арабских лидеров к реалистическому пониманию путей и форм осущест­вления арабского единства. Одним из наиболее разум­ных и обогащенных опытом прошедших лет представ­ляется путь решения этой проблемы, разработанный в Хартии национальных действий АРЕ.

В разделе Хартии, посвященном арабскому единству говорится прежде всего о путях и методах, к которым не следует прибегать для. осуществления этой цели ибо они доказали свою ошибочность и вредность

В первую очередь это относится к всевозможному давлению, навязыванию сближения. «Единство не мо­жет и не должно быть навязано, — записано в Хар­тии. — Основные стремления нации должны быть одина­ково благородны с точки зрения как целей, так и средств. Столь же решительно отметается представление об арабском единстве как о шаблоне, раз и навсегда уста­новленной форме, подлежащей применению ко всем странам независимо от политической обстановки. Этому примитивному представлению противопоставлен в Хартии тезис о постепенном, поэтапном движении к цели. «Арабское единство не является единообразной конститу­ционной формой, которая неизбежно должна применяться во всех случаях. Это скорее долгий путь с не­сколькими этапами, ведущими к конечной цели».

Наконец, Хартия АРЕ предостерегает от всякой по­спешности, неизбежно оборачивающейся, в конце концов, против объединительных тенденций: «Как показы­вает опыт, ускорение различных этапов движения к единству создает экономические и социальные лазейки, которые могут быть использованы элементами, противостоящими единству, для его подрыва».

Большим завоеванием теоретической мысли араб­ского национализма явилось признание того факта, что объединение становится реальной целью только при на­личии общей социальной базы движения, идейной и по­литической общности, принципиальной близости внешне- и внутриполитической ориентации. (Среди идеологов, панафриканизма эта мысль не получила пока широ­кого признания.) «В арабском мире, — записано в Хар­тии — любое национальное правительство, представля­ющее волю и борьбу народа в рамках национальной, независимости, является шагом к единству, в том смыс­ле, что это устраняет все противоречия между этим пра­вительством и конечной целью единства». Та­ким образом, единство мыслится на принципиальной основе, на основе подлинно народных режимов, в силу этого борьба за установление революционных режимов предстает как путь к установлению единства. Отсюда усилия, направленные на то, чтобы «открыть все кана­лы для сотрудничества между всеми национальными прогрессивными движениями в арабском мире». Линия на единство, намеченная Хартией, заклю­чается в том, чтобы использовать все возможности, ко­торые хотя бы временно и частично способствуют до­стижению конечной цели: «Любое частичное объедине­ние в арабском мире, выражающее волю двух или нескольких арабских народов, является значительным шагом к единству». Показательно, что стрем­ление сотрудничать в первую очередь с революционны­ми режимами, понимаемое как основа будущего един­ства, вовсе не приводит авторов Хартии к изоляциониз­му по отношению к другим арабским странам,

Оглавление