Интернет-книга, читайте с удовольствием!
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
X. Бургибе, государство призвано «сыграть роль арбитра и гаранта справедливости», ответственного за «гармонию между личностью и обществом».
Эти же мотивы развиваются и идеологами национал-реформизма Тропической Африки. Когда Л. Сенгор говорит, что «государство — это выражение нации, это главным образом средство становления нации», то этим определением он не только подчеркивает антиколониальный характер независимых африканских государств, их связь с национально-освободительным движением, но и проводит мысль о воплощении интересов всей нации в государстве. Согласно марксизму, государство — это политическая организация классового общества, проводящая интересы господствующего класса. С его отмиранием исчезнет лишь классовый характер организации и управления обществом, но не организация и управление, как таковые. Л. Сенгор классовую интерпретацию государства отметает. Для него государство тождественно организации общества, оно инструмент служения общему благу. Именно поэтому марксистская теория отмирания государства кажется Леопольду Сенгору противоречащей здравому. Государство выступает здесь как способ устройства человеческого общежития, решения противоречия между личностью и обществом, как воплощение идеи взаимной ответственности. «Государство?- читаем в документе, - есть метод, посредством которого народ как целое предписывает индивиду социальное поведение, отвечающее интересам общества.
Социальная база отрицания классового характера государства в данном случае иная, чем у Онуохи Последний, наивно закрывает глаза на факт классовой дифференциации, он исходит из посылки, что общество не стало классовым, именно поэтому и Африканское государство, по его мнению, должно носить некассовый характер. Иное дело у Л. Сенгора. Он считал, что государство является неклассовым в условиях классовой дифференциации. По Онуохе, государство неклассовое потому, что классов нет, по Сенгору — потому, что оно является средством примирения классовых противоречий.
Это важное различие легко продемонстрировать на отношении того и другого к современному буржуазному государству по Онуохе, как мы видели, оно является классовым. По Сенгору —неклассовым. Л. Сенгор признает, что в середине прошлого века государство в капиталистическом обществе носило классовый характер «Солидаризируясь с капиталистическим классом буржуазия уже не защищала ничего кроме интересов паразитического лишенного будущего меньшинства, пишет Сенгор об этой эпохе. Религия и искусство не представляли собою ничего, кроме фальшивых мифов служивших этому классу. Право и этика кодифицировали интересы капитализма». Однако в наше время, полагает Сенгор, все обстоит иначе. Уже приводились высказывания Сенгора о том, что природа капитализма изменилась что он по существу перестал быть тем капитализмом гибель которого предсказывал Маркс, и что ведшая роль в преобразовании капитализма в сторону смягчения классовых противоречий принадлежит современному государству, которое будто бы не подчинено уже интересам имущих, которое ввело социальное обеспечение, ограничило прибыль, обеспечило производством блага всех членов общества. Таким образом, государство, по мнению Л. Сенгора, перестало быть орудием класса капиталистов. Оценка современной буржуазной государственности вполне гармонирует с общими, методологическими представлениями Сенгора о государстве. «Право и государство религия и этика имеют свою историческую истину. Это верно, что восходящий класс, становясь «господствующим классом», спешит превратить эти элементы надстройки в инструменты господства. Тем не менее эти элементы надстройки остаются действительными. Достаточно переделать их, сделав их современными восстановить их духовную эффективность». В сравнении с Б. Онуохой Сенгор расширяет сферу надклассового государства. Для первого надклассовый характер независимых африканских государств исключение из общего правила, контрастирующее с государством монополии. Для Сенгора, наоборот классовая структура государства представляется чем-то временным, искаженным его назначению, государство для него — средство разумной соответствующее природе организации общества в его интересах. Применительно к середине XIX в., является эгоистическим отступлением от принципов государства, от его сущности. Но стой? государство «переделать», как все входит в свою колею. Это противоречит
идее разумной социальной организации в интересах всего общества. И это «современное» мнимо надклассовое государство Сенгор хочет построить в Сенегале.